Авессалом Подводный

Возвращенный оккультизм или Повесть о тонкой семерке

Землю как физическое тело Планетарного Логоса (тогда,

например, экологические проблемы осмысляются как духовные), но планетарный

уровень находится существенно выше целей (и возможностей) автора, и здесь он

останавливается.

Троичность Божества, символически (хотя и по-разному) представленная во

многих религиях, на оккультном языке означает существование трех Главных

эгрегоров, управляющих земными делами, и инвольтируемых непосредственно

Планетарным эгрегором. Эти три эгрегора достаточно абстрактны (высоки), но

все же поддаются некоторому описанию, которое во многих случаях дает

возможность понять, к какому из них относится деятельность того или иного

конкретного эгрегора или человека.

Первый Главный эгрегор (в индуизме ему соответствует Брама -

бог-создатель мира, в христианстве - Бог-отец, в астрологии он

символизируется Плутоном) имеет ключевое слово ВОЛЯ. В своих высших

проявлениях это Десница (или Воля) Божья; на социальном уровне это

законодательная власть, на индивидуальном - принцип воли в человеке. Черным

Учителем по Первому Главному эгрегору является, по Д. Андрееву, Гистург, или

Великий Мучитель - первая ипостась планетарного демона Гагтунгра. Главным

искушением Первого эгрегора является искушение власти над миром в любой

форме.

Второй Главный эгрегор (Вишну - бог-охранитель мира, бог-сын, планета

Нептун) имеет ключевое слово ВОСПРИЯТИЕ. В высших его проявлениях это

Божественная любовь, милость, сострадание и благодать Божия; на социальном

уровне это народ, или общественное мнение, на индивидуальном - внутренняя

жизнь, особенно эмоциональные состояния и аффекты. Черный учитель здесь -

Великая Блудница Фокерма, вторая ипостась Гагтунгра. Главные искушения -

корыстное искажение реальности (особенно ложь), всевозможные низкие медитации

(в том числе алкогольные и наркотические трансы) и сильные эмоциональные

состояния.

Третий Главный эгрегор (Шива - бог-разрушитель мира, Бог-святой Дух,

планета Уран) имеет ключевое слово ДЕЙСТВИЕ. В высших проявлениях это Перст

Божий, чудо, т.е. любое прямое вмешательство Божие в дела земные. На

социальном уровне это власть исполнительная, на индивидуальном - практическая

деятельность. Черный Учитель - Урпарп, Великий осуществитель демонического

плана (проще говоря, Строитель козней) - третья ипостась Гагтунгра. Главным

искушением Третьего эгрегора является неразумная активность, энергичные

действия с закрытыми глазами (хотя часто и с лучшими намерениями), несущие на

самом деле хаос и разрушения, создающие новые кармические узлы, уплотняющие и

затемняющие мир.

* * *

В этом трактате существенную роль играют проблемы этики, время от

времени всплывают антропоморфные фигуры, олицетворяющие зло (гораздо реже -

добро), и автор ощущает необходимость сказать несколько общих слов на эту

тему.

Каждый человек, серьезно занимающийся проблемами этики, а также многие

люди, занимающиеся этикой несерьезно, и даже вовсе ею не занимающиеся, в

некоторый момент встают перед следующим вопросом: является ли зло лишь

отсутствием добра, подобно тому, как тень есть отсутствие света, или

(вариант) его низшей ступенью, подобно тому, как невежество и полузнание суть

низшие ступени знания, - или же зло является самостоятельной силой, с которой

следует бороться как с таковой, поскольку она имеет недвусмысленно

противоположные добру цели. Вторая (манихейская) точка зрения имеет немалые

основания, хотя первая во многих отношениях более привлекательна и безусловно

дает меньше возможностей для злоупотреблений - но последнее обстоятельство не

может служить критерием истины.

Собственно говоря, гносеологически или тем более операционально, разницы

нет, так как конкретное зло в жизни человека всегда может расцениваться им

как черное учительство, т.е. как посланное Богом препятствие, преодолев

которое, он подвинется по пути своего развития, и тогда поставленный выше

вопрос о природе зла оказывается несущественным. Однако онтологическая

постановка вопроса (т.е. как выглядит ситуация глазами Бога, 'на самом деле')

тоже имеет право на существование, и здесь автор может предложить читателю

следующую метафору.

Эволюция любого мира подобна сплаву по порожистой реке, причем рельеф

местности определяется кармической задачей мира. Участки плавного течения

субъективно переживаются как последовательная эволюция, постепенное очищение,

набор духовной высоты, знаний и т.д.; пороги с черными валами, водоворотами,

хлопьями