Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

ни житейские столкновения, к которым юноша

должен быть заранее хорошо подготовлен, укреплен и вооружен (иначе он не в

состоянии будет ни устоять, ни защищаться), не принимаются в расчет этой

системой воспитания. Наши школы не дают своим ученикам такой подготовки, более

важной, чем всякая другая, не снабжают его необходимой твердостью здравого

смысла, воли и нервов. Наоборот, вместо того чтобы подготовить ученика для

предстоящих ему условий жизни, школа лишает его необходимых для этого качеств.

Отсюда вытекает то, что его вступление в жизнь, его первые шаги на поприще

практической деятельности часто сопровождаются рядом неприятных поражений,

вызывающих у него чувство огорчения и оскорбления, долго не исчезающее и порой

искалечивающее его навсегда. Это тяжелое и опасное испытание; нравственное и

умственное равновесие может пострадать от этого и рискует никогда вполне не

восстановиться. Разочарование наступает слишком внезапно и бывает слишком

полным; заблуждение было слишком велико и слишком велики будут неприятности.

Это были приблизительно последние страницы, написанные Тэном. Они превосходно

резюмируют результаты долгого опыта великого философа. Я думаю, что они

совершенно непонятны, к сожалению, для профессоров нашего университета, не

бывавших за границей. Воспитание - единственное средство, которым мы обладаем,

чтобы несколько действовать на душу народа, и грустно думать, что во Франции

почти нет никого, кто бы мог понять, что наше современное воспитание составляет

опасный элемент быстрого упадка, и вместо того чтобы развивать нашу молодежь,

оно извращает и унижает ее.

Полезно было бы сопоставить эти страницы Тэна с наблюдениями, произведенными над

воспитательной системой в Америке Полем Бурже, и собранными в его прекрасной

книге Outre-Mer . Признав также, что наша воспитательная система создает только

ограниченных буржуа без инициативы и без воли или анархистов, - два типа,

одинаково опасных, - цивилизованного человека, бесплодно вращающегося среди

бессильной пошлости, либо увлеченного безумием разрушения , - автор приводит

сравнения, весьма заслуживающие внимания. Он сравнивает наши французские лицеи,

эти фабрики дегенерации, и американские школы, превосходно подготавливающие

человека для жизни. Тут можно ясно видеть, какая пропасть существует между

действительно демократическими народами и такими, у которых демократические идеи

существуют только в речах, а не в мыслях.

Мы нисколько не удалились от психологии толпы в предшествовавших строках. Чтобы

понять идеи и верования, гнездящиеся в толпе в настоящую минуту и готовые завтра

же проявиться в полном развитии, надо знать, как готовилась почва для этого.

Образование, которое дается молодому поколению в какой-нибудь стране, позволяет

нам предвидеть, какая участь ожидает эту страну. Воспитание, получаемое

современным поколением, оправдывает самые мрачные предсказания в этом отношении.

Образование и воспитание до некоторой степени могут улучшить или испортить душу

толпы. Необходимо было указать, как действует на нее современная система и как

масса равнодушных и нейтральных индивидов превратилась постепенно в громадную

армию недовольных, готовых повиноваться всяким внушениям утопистов и риторов. В

школах-то именно и подготавливается будущее падение латинских народов. Глава

вторая

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ МНЕНИЙ ТОЛПЫ

§ 1. Образы, слова и формулы. - Магическая сила слов и формул. - Могущественное

влияние слов связано с образами, которые ими вызываются, и не зависит от их

реального значения. - Образы меняются соответственно времени и расе. -

Обветшание слов. - Изменение смысла слов сообразно расе. - Различное значение

слова демократия в Европе и Америке. § 2. Иллюзии. - Их значение. - Они лежат

в основе всех цивилизаций. - Социальная необходимость иллюзий. - Толпа всегда

предпочитает их истине. § 3. Опыт. - Только опыт может упрочить в душе толпы

необходимые истины и разрушить иллюзии, сделавшиеся опасными. - Во что обходится

необходимый для убеждения толпы опыт. § 4. Рассудок. - Ничтожность его влияния

на толпу. На толпу можно влиять, действуя на ее бессознательные чувства. - Роль

логика в истории. - Тайные причины невероятных событий.

В предшествующей главе мы изучили отдаленные и подготовительные факторы,

развивающие в душе толпы особенную восприимчивость, благодаря которой в толпе

возникают известные чувства и идеи. Теперь нам нужно рассмотреть факторы,

действующие на толпу