Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

цивилизаций.

К средним расам мы относим китайцев, японцев, монголов и семитические народы.

Через ассирийцев, монголов, китайцев, арабов они создали высокие типы

цивилизаций, которые могли быть превзойдены одними только европейскими народами.

Среди высших рас могут занимать место только индоевропейские народы. Как в

древности, в эпоху греков и римлян, так и в настоящее время, одни только они

оказались способными к великим открытиям в сфере искусства, науки и

промышленности. Только им мы обязаны тем высоким уровнем, какого достигла ныне

цивилизация. Пар и электричество вышли из их рук. Наименее развитые из этих

высших рас, например, индусы, возвысились в области искусства, литературы и

философии до такого уровня, какого никогда не могли достигнуть монголы, китайцы

и семиты.

Между четырьмя большими группами, которые мы только что перечислили, не возможно

никакого слияния; отделяющая их умственная пропасть очевидна.- Трудности

начинаются только тогда, когда хотят подразделить эти группы. Англичанин,

испанец, русский относятся к группе высших народов; однако мы хорошо знаем, что

между ними существуют очень большие различия. Чтобы определить эти различия,

нужно брать каждый народ в отдельности и описать его характер. Это мы скоро

сделаем для двух из них с тем, чтобы дать применение нашему методу и показать

важность его результатов. Пока же мы обрисуем только в самых общих чертах

природу главных психологических элементов, по которым можно различать расы.

У первобытных и низших рас (нет надобности их отыскивать среди настоящих

дикарей, так как низшие слои европейских обществ подобны первобытным существам)

можно всегда констатировать большую или меньшую неспособность рассуждать, т.е.

ассоциировать в мозгу идеи, чтобы их сравнивать и замечать их сходства и

различия, - идеи, вызванные прошедшими ощущениями, или слова, служащие их

знаками, с идеями, произведенными настоящими ощущениями. Из этой неспособности

рассуждать проистекает большое легковерие и полное отсутствие критической мысли.

У высшего существа, напротив, способность ассоциировать идеи и делать из них

умозаключения очень велика, критическая мысль и способность к точному мышлению

высоко развиты.

У людей низших рас можно еще констатировать очень слабую степень внимания и

соображения, очень большой подражательный ум, привычку делать из частных случаев

общие неточные выводы, слабую способность наблюдать и выводить из своих

наблюдений полезные результаты, чрезвычайную изменчивость характера и очень

большую непредусмотрительность. Инстинкт момента - единственный их

путеводитель. Подобно Исаву - типу первобытного человека - они охотно продали бы

свое будущее право первородства за настоящую чечевичную похлебку. Когда человек

умеет противопоставлять ближайшему интересу будущий, ставить себе цель и с

настойчивостью преследовать ее, то он уже осуществил большой прогресс.

Эта неспособность предвидеть отдаленные последствия своих поступков и склонность

не иметь иного путеводителя, кроме моментальных побуждений, осуждают

индивидуума, точно так же, как и расу, на то, чтобы постоянно оставаться в очень

низком состоянии. Только по мере того, как народы приучаются владеть своими

инстинктами, т.е. по мере того, как они приобретают волю и, следовательно,

власть над собой, они начинают понимать важность порядка, необходимость

жертвовать собой для идеала и возвыситься до цивилизации. Если бы нужно было

оценить одним мерилом социальный уровень народов в истории, то я охотно принял

бы за масштаб степень способности владеть своими инстинктами. Римляне в

древности и англо-американцы в настоящее время представляют собой народы,

обладающие этим качеством в высшей степени. Оно сильно содействовало сохранению

их величия.

Общей группировкой и относительным развитом различных психологических элементов

образуются типы психических организаций, по которым можно установить

классификацию индивидуумов и рас. Из этих психологических элементов одни имеют

отношение к характеру, другие - к уму.

Высшие расы отличаются от низших как характером, так и умом; но высшие народы

между собой отличаются главным образом характером. Так как этот пункт имеет

огромное общественное значение, то его следует изложить ясно. Характер

образуется сочетанием в различной пропорции различных элементов, которые

психологи обозначают ныне именем чувств.

Из тех, которые играют наиболее важную роль, следует главным образом отметить:

настойчивость,