Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

и программы, которые могли бы осуществить подобную

мечту?

Это общему понижению характера, этой неспособности граждан управлять самими

собой и их эгоистическому равнодушию обязана, главным образом, та трудность,

какую испытывают большинство европейских народов, - жить под либеральными

законами, одинаково далекими как от деспотизма, так и от анархии.

Что подобные законы мало симпатичны массам, это легко понять, ибо цезаризм

обещает им если не свободу, о которой они очень мало заботятся, то, по крайней

мере, очень большое равенство в рабстве. Напротив, то, что республиканские

учреждения могут быть очень охотно приняты просвещенными классами, не трудно

будет понять, если оценить надлежащим образом силу влияний предков. Не благодаря

ли этим учреждениям имели больше всего возможностей проявиться всякие

превосходства, и в особенности - умственные? Можно даже сказать, что

единственный действительный недостаток этих учреждений для мечтателей об

абсолютном равенстве заключается в том, что они способствуют образованию

могущественных умственных аристократий. Напротив, самым притеснительным режимом

как для характера, так и для ума является цезаризм в его различных формах. Он

может только легко привести к равенству в низости, к покорности в рабстве. Он

очень приспособлен к низким потребностям вырождающихся народов, и поэтому, лишь

только им представляется возможность, они возвращаются к нему. Первый попавшийся

султан какого-нибудь генерала приводит их к нему. Когда какой-нибудь народ дошел

до этого, то час его пришел и время его завершилось.

Он, этот цезаризм старых веков, появление которого история всегда видела во всех

цивилизациях при самом первом их возникновении и при крайнем их упадке, теперь

претерпевает явную эволюцию...

Глава II ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Нам пришлось указать во введении к настоящему труду, что он представляет собой

только краткое резюме, своего рода синтез томов, посвященных нами истории

цивилизаций. Каждая из составляющих его глав должна быть рассматриваема как

вывод из предшествовавших трудов. Поэтому очень трудно сжать идеи, и без того

уже очень сжатые. Я хочу, однако, попытаться для читателей, которым дорого

время, представить в виде очень кратких положений основные принципы,

составляющие философию настоящего труда, ч

- Раса обладает почти столь же устойчивыми психологическими признаками, как и ее

анатомические признаки. Как и анатомический вид, психологический изменяется

только после многовековых накоплений.

- К устойчивым и наследственным психологическим признакам, сочетание которых

образует психический склад расы, присоединяются, как и у анатомических видов,

побочные элементы, созданные различными изменениями среды. Беспрестанно

возобновляемые, они оставляют расе широкий простор для внешних изменений.

- Психический склад расы представляет собой не только синтез составляющих ее

живых существ, но в особенности - синтез всех предков, способствовавших ее

образованию. Не только живые, но и мертвые играют преобладающую роль в

современной жизни какого-нибудь народа. Они творцы его морали и бессознательные

двигатели его поведения.

- Очень большие анатомические различия, разделяющие различные человеческие расы,

сопровождаются не менее значительными психологическими различиями. Когда

сравниваешь между собой средние каждой расы, психические различия кажутся часто

довольно слабыми. Они

становятся громадными, лишь только мы распространяем сравнение на высшие

элементы каждой расы. Тогда можно заметить, что главным отличием высших народов

от низших служит то, что первые выделяют из своей среды известное число очень

развитых мозгов, тогда как у вторых их нет.

- Индивиды, составляющие низшие расы, имеют между собой очевидное равенство. По

мере того как расы поднимаются по лестнице цивилизации, их члены стремятся все

больше различаться между собой. Неизбежный результат цивилизации -

дифференциация индивидов и рас. Итак, не к равенству идут народы, но к большему

неравенству.

- Жизнь какого-нибудь народа и все проявления его цивилизации составляют простое

отражение его души, видимые знаки невидимой, но очень реальной вещи. Внешние

события образуют только видимую поверхность определяющей их скрытой ткани.

- Ни случай, ни внешние обстоятельства, ни в особенности политические учреждения

не играют главной роли в .истории какого-нибудь народа.

- Различные элементы цивилизации какого-нибудь народа, будучи только внешними

знаками