Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

высокой ступени цивилизации, старательно

избегали смешения с иностранцами ! и поступали так вполне обоснованно. Без

удивительного кастового строя ничтожная горсть арийцев, покорившая 3000 лет тому

назад Индию, вскоре потонула бы в бесчисленной массе черных племен, окружавших

ее со всех сторон, и никакая цивилизация не возникла бы на почве большого

полуострова. Если бы в наши дни англичане не сохранили на практике той же

системы и согласились бы скрещиваться с туземцами, то громадная империя Индии

давно бы от них избавилась. Народ может потерять очень многое, претерпевать

всевозможные катастрофы и быть еще в состоянии подняться. Но им все потеряно, и

ему уже никогда не подняться, если он потерял свою душу.

Когда цивилизации, находящиеся в состоянии упадка, стали добычей завоевателей,

скрещивания играют сначала разрушительную роль, а потом созидательную, о чем я

только что говорил. Они разрушают древнюю цивилизацию, так как губят душу

народа, который ею обладал. Они допускают создание новой цивилизации, так как

старые психологические признаки пришедших в столкновение рас уничтожены и так

как под влиянием новых условий существования могут в скором времени образоваться

новые признаки.

Только на расах, находящихся в периоде образования, унаследованные черты которых

разрушаются противоположными действиями наследственности, обнаруживается влияние

последнего из упомянутых в настоящей главе факторов - среды. Очень слабое в

своем воздействии на древние расы, оно влияет очень сильно на новые.

Скрещивания, уничтожая психологические признаки, унаследованные от предков,

создали своего рода tabula rasa*, на которой действие среды, продолжающееся в

течение веков, в конце концов создает и постепенно укрепляет новые

психологические признаки. Тогда и только тогда можно считать образование новой

исторической расы завершившимися. Так создалась французская раса.

* Чистая доска , на которой можно писать что угодно.

Отсюда ясно, что влияние среды, как физической так и моральной, или очень

велико, или, напротив, очень слабо, смотря по обстоятельствам, и этим можно себе

объяснить, почему относительно их влияния высказываются самые противоречивые

мнения. Мы только что видели, что это влияние очень велико на расы, находящиеся

в периоде образования; но если рассматривать древние расы, прочно установленные

с давних пор наследственностью, то можно сказать, что влияние среды, напротив,

почти сводится к нулю.

Относительно моральной среды: мы имеем доказательство ничтожности ее действия в

полном бессилии наших западных цивилизаций оказать влияние на народы Востока,

даже когда они соприкасались с ними в течение многих поколений, как это

наблюдается на китайцах, живущих в Соединенных Штатах. Для физической среды мы

можем констатировать слабость ее власти из трудностей акклиматизации.

Перенесенная в новую среду, совершенно отличную от прежней, древняя раса - все

равно, идет ли речь о человеке, животном или растении - скорее гибнет, чем

изменяется. Последовательно завоевываемый десятью различными народами, Египет

был всегда их могилой. Ни один из них не мог там акклиматизироваться. Греки,

римляне, персы, арабы, турки и т.д. никогда не оставляли там следов своей крови.

Единственный тип, который там можно встретить, это тот же неизменный феллах* с

чертами, верно воспроизводящими те, которые вырезали египетские художники семь

тысяч лет тому назад на гробницах и дворцах фараонов.

* Арабский крестьянин.

Большинство исторических народов Европы находится еще в периоде образования, и

этот факт очень важен для понимания их истории. Один только современный

англичанин представляет собой почти совершенно определившуюся расу. В нем

древний бретонец, англосакс и нормандец слились, чтобы образовать новый, очень

однородный тип. Во Франции, напротив, провансалец совершенно отличен от

бретонца, овернца и нормандца. Однако если еще не существует типа среднего

француза, то, по крайней мере, существуют средние типы известных областей. Эти

типы, к несчастью, еще слишком разнятся идеями и характером. Поэтому трудно

найти учреждения, которые могли бы быть одинаково пригодны для них всех. Их

глубокие различия в чувствах и верованиях и вытекающие отсюда политические

перевороты держатся главным образом на различиях в душевном складе, которые

сумеет, может быть, изгладить будущее.

Так бывало всегда, когда стечение обстоятельств заставляло различные расы жить

совместно на одной территории.