Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

от

Северо-Американского Союза; никто не имеет нравственного права игнорировать то,

насколько наши учреждения и воспитание гибельны для низших народов; и за всем

тем не найдется ни одного человека - по крайней мере во Франки - который бы,

достигнув власти, мог противиться общественному мнению и не требовать этого

воспитания и этих учреждений для туземцев наших колоний. Применение системы,

выведенной из наших идей равенства, разоряет метрополию и постепенно приводит

все наши колонии в состояние плачевного упадка; но принципы, от которых система

берет начало, еще не поколеблены.

Будучи, впрочем, далекой от упадка, идея равенства продолжает еще расти. Во имя

этого равенства социализм, долженствующий, по-видимому, в скором времени

поработить большинство народов Запада, домогается обеспечить их счастье. Его

именем современная женщина требует себе одинаковых прав и одинакового воспитания

с мужчиной.

О политических и социальных переворотах, произведенных этими принципами

равенства, и о тех гораздо более важных, какие им суждено еще породить, массы

нисколько не заботятся, а политическая жизнь государственных людей слишком

коротка для тоге, чтобы они об этом более беспокоились. Впрочем, верховный

властелин современности - общественное мнение, и было бы совершенно невозможно

не следовать за ним.

Для оценки социальной важности какой-нибудь идеи нет более верного мерила, чем

та власть, какой она пользуется над умами. Заключающаяся в ней доля истины или

лжи может представлять интерес только с точки зрения философской. Когда истинная

или ложная идея перешла у масс в чувство, то должны постепенно проявляться все

вытекающие из нее последствия.

Итак, посредством просвещения и учреждений нужно приступить к осуществлению

современной мечты о равенстве. С их помощью мы стараемся, исправляя

несправедливые законы природы, отлить в одну форму мозги негров из Мартиники,

Гваделупы и Сенегала, мозги арабов из Алжира и наконец мозги азиатов. Конечно,

это - совершенно неосуществимая химера, но разве не постоянная погоня за

химерами составляла до сих пор главное занятие человечества? Современный человек

не может уклониться от закона, которому подчинялись его предки.

Я в другом месте показал плачевные результаты, произведенные европейским

воспитанием и учреждениями на низшие народы. Точно также я изложил результаты

современного образования женщин и не намереваюсь здесь возвращаться к старому.

Вопросы, которые нам предстоит изучить в настоящем труде, будут более общего

характера. Оставляя в стороне подробности, или касаясь их лишь постольку,

поскольку они окажутся необходимыми для доказательства изложенных принципов, я

исследую образование и душевный строй исторических рас, т.е. искусственных рас,

образованных в исторические времена случайностями завоеваний, иммиграций и

политических изменений, и постараюсь доказать, что из этого душевного строя

вытекает их история. Я установлю степень прочности и изменчивости характеров рас

и попытаюсь также узнать, идут ли индивидуумы и народы к равенству или,

напротив, стремятся как можно больше отличаться друг от друга. Доказав, что

элементы, из которых образуется цивилизация (искусство, учреждения, верования),

составляют непосредственные продукты расовой души, и поэтому не могут переходить

от одного народа к другому, я определю те непреодолимые силы, от действия

которых цивилизации начинают меркнуть и потом угасают. Вот вопросы, которые мне

уже приходилось не раз обсуждать в моих трудах о цивилизациях Востока*. На этот

маленький том следует смотреть только как на краткий их синтез.

* L'Homme et les sociйtйs, leurs origines et leur histoire , Les Premiиres

civilisations de l'ancient Orient , Les Civilisations de l'Inde , La

Civilisation des Arabes , Les Monuments de l'Inde .

Наиболее яркое впечатление, вынесенное мною из продолжительных путешествий по

различным странам, - это то, что каждый народ обладает душевным строем столь же

устойчивым, как и его анатомические особенности, и от него-то и происходят его

чувства, его мысли, его учреждения, его верования и его искусства. Токвиль и

другие знаменитые мыслители думали найти в учреждениях нардов причину их

развития. Я же убежден в противном, и надеюсь доказать, беря примеры как раз из

тех стран, которые изучал Токвиль, что учреждения имеют на развитие цивилизаций

крайне слабое влияние. Они чаще всего являются следствиями, но очень редко

бывают причинами.

Без сомнения,