Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

оптические условия, но, тем не

менее, правила театральной оптики чаще всего не имеют ничего общего со здравым

смыслом и логикой. Искусство говорить толпе, без сомнения, принадлежит к

искусствам низшего разряда, но, тем не менее, требует специальных способностей.

Часто совсем невозможно объяснить себе при чтении успех некоторых театральных

пьес.

Директора театров, когда им приносят такую пьесу, зачастую сами бывают неуверены

в ее успехе, так как для того, чтобы судить о ней, они должны были бы

превратиться в толпу. И здесь, если бы нам можно было войти в подробности, мы

указали бы выдающееся влияние расы. Театральная пьеса, вызывающая восторги толпы

в одной стране, часто не имеет никакого успеха в другой, или же только условный

успех, потому что она не действует на те пружины, которые двигают ее новой

публикой.

Этим объясняется то, что иногда пьесы, отвергнутые всеми директорами театров и

случайно сыгранные на какой-нибудь сцене, имеют поразительный успех. Так,

например, пьеса Коппе Pour la couronne , отвергавшаяся в течение десяти лет

всеми театрами, имела недавно огромный успех; такой же успех выпал на долю

Marraine de Charley , отвергнутой во всех театрах и в конце концов поставленной

за счет одного биржевого маклера, после чего она выдержала 200 представлений во

Франции и более тысячи - в Англии. Если бы не эта невозможность мысленно

превратиться в толпу, то такие грубые ошибки со стороны директоров театров, лиц

компетентных в этом отношении и наиболее заинтересованных в этом деле, просто

были бы необъяснимы. Я не могу подробнее разобрать здесь этот вопрос, который

заслуживал бы, чтобы им занялся какой-нибудь знаток театра и в то же время

тонкий психолог вроде Сарсэ.

Мне нечего прибавлять, что преувеличение выражается только в чувствах, а не в

умственных способностях толпы. .Я уже указывал раньше, что одного факта участия

в толпе достаточно для немедленного и значительного понижения интеллектуального

уровня. Ученый юрист Тард также констатировал это в своих исследованиях

преступлений толпы. Только в области чувств толпа может подняться очень высоко

или спуститься очень низко.

§4. НЕТЕРПИМОСТЬ, АВТОРИТЕТНОСТЬ И КОНСЕРВАТИЗМ ТОЛПЫ

Толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или

верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним

или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям. Так

всегда бывает с верованиями, которые установились путем внушения, а не путем

рассуждения. Каждому известно, насколько сильна религиозная нетерпимость и какую

деспотическую власть имеют религиозные верования над душами.

Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что -

заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и

нетерпимость. Индивид может перенести противоречие и оспаривание, толпа же

никогда их не переносит. В публичных собраниях малейшее прекословие со стороны

какого-нибудь оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства в

толпе, за которыми следуют действия и изгнание оратора, если он будет настаивать

на своем. Если бы не мешающее присутствие агентов власти, то жизнь спорщика

весьма часто подвергалась бы опасности.

Нетерпимость и авторитетность суждений общи для всех категорий толпы, но

выражаются все-таки в различных степенях. Тут также выступают основные свойства

расы, подавляющие все чувства и мысли людей. В латинской толпе нетерпимость и

авторитетность преимущественно развиты в высокой степени, и притом настолько,

что они совершенно уничтожают то чувство индивидуальной независимости, которое

так сильно развито у англосаксов. Латинская толпа относится чувствительно только

к коллективной независимости своей секты; характерной чертой этой независимости

является потребность немедленно и насильственно подчинить своей вере всех

диссидентов. В латинской толпе якобинцы всех времен, начиная с инквизиции,

никогда не могли возвыситься до иного понятия о свободе.

Авторитетность и нетерпимость представляют собой такие определенные чувства,

которые легко понимаются и усваиваются толпой и так же легко применяются ею на

практике, как только они будут ей навязаны. Массы уважают только силу, и доброта

их мало трогает, так как они смотрят на нее как на одну из форм слабости.

Симпатии толпы всегда были на стороне тиранов, подчиняющих ее себе, а не на

стороне добрых властителей, и самые высокие статуи толпа