Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

точки зрения нельзя не

считать их довольно прискорбными заблуждениями, а между тем, их роль была и

будет очень велика, и они долго будут считаться самыми существенными факторами в

поведении государств.

Но даже когда идея претерпела изменения, сделавшие ее доступной толпе, она

все-таки действует лишь в том случае, если посредством известных процессов, о

которых будет речь в другом месте, она проникла в область бессознательного и

стала чувством, а на это требуется всегда довольно продолжительное время.

Не следует думать, что идея производит впечатление, даже на культурные умы, лишь

в том случае, если доказана ее справедливость. Легко убедиться в этом, наблюдая,

как мало действуют даже самые непреложные доказательства на большинство людей.

Очевидность, если она очень бросается в глаза, может быть замечена каким-нибудь

образованным индивидом в толпе, но новообращенный, находясь под властью

бессознательного, все-таки очень быстро вернется к своим первоначальным

воззрениям. Если вы увидитесь с ним через несколько дней, то он вам снова

представит все свои прежние аргументы и в тех же самых выражениях, так как

находится под влиянием прежних идей, сделавшихся чувствами; эти-то последние

служат глубокими двигателями наших речей и поступков. В толпе происходит то же

самое.

Когда посредством известных процессов идея проникает, наконец, в душу толпы, она

получает непреодолимую власть над нею и порождает ряд последствий, которые

приходится переносить. Философские идеи, приведшие к французской революции,

потребовали целое столетие для того, чтобы укрепиться в душе толпы. Известно

уже, какую непреодолимую силу они приобрели после того, как укрепились.

Стремление целого народа к приобретению социального равенства, к реализации

абстрактных прав и вольностей расшатало все троны и глубоко потрясло западный

мир. В течение целых двадцати лет народы устремлялись друг на друга, и Европа

пережила такие гекатомбы, которые могли бы испугать Чингисхана и Тамерлана.

Никогда еще миру не приходилось наблюдать в такой степени результаты

владычества какой-нибудь идеи.

Нужно очень долгое время для того, чтобы идеи укрепились в дутое толпы, но не

менее времени надо и для того, чтобы они исчезли из нее. Поэтому-то толпа в

отношении идей всегда отставала на несколько поколений от ученых и философов.

Все государственные люди знают в настоящее время, как много ошибочного

заключается в основных идеях, о которых я только что говорил, но так как влияние

этих идей еще очень сильно, то государственные деятели вынуждены управлять

согласно принципам, в истинность которых они сами уже не верят более.

§2. РАССУЖДЕНИЯ ТОЛПЫ

Нельзя утверждать абсолютным образом, что толпа не рассуждает и не подчиняется

рассуждениям. Но аргументы, употребляемые ею, и те, которые на нее действуют,

принадлежат с точки зрения логики к такому разряду, что разве только на

основании аналогии их можно назвать рассуждениями.

Рассуждения толпы, несмотря на свое невысокое достоинство, также основываются на

ассоциациях, как и рассуждения более возвышенного рода, но они связаны между

собой лишь кажущейся аналогией и последовательностью. В них замечается точно

такая же связь, как и в идеях эскимоса, знающего по опыту, что лед прозрачен и

тает во рту, и выводящего отсюда заключение, что и стекло, как прозрачное тело,

должно также таять во рту; или же в идеях дикаря, полагающего, что если он съест

сердце мужественного врага, то тем самым усвоит себе его храбрость; или в идеях

рабочего, подвергавшегося эксплуатации со стороны своего хозяина и выводящего

отсюда заключение, что все хозяйства должны быть эксплуататорами.

Ассоциация разнородных вещей, имеющих лишь кажущееся отношение друг к другу, и

немедленное обобщение частных случаев - вот характеристичные черты рассуждений

толпы. Подобного рода аргументация всегда выставляется теми, кто умеет управлять

толпой, и это единственная, которая может влиять на нее. Сцепление логических

рассуждений совершенно непонятно толпе, вот почему нам и дозволяется говорить,

что толпа не рассуждает или рассуждает ложно и не подчиняется влиянию

рассуждений. Не раз приходится удивляться, как плохи в чтении речи, имевшие

огромное влияние на толпу, слушавшую их. Не следует, однако, забывать, что эти

речи предназначались именно для того, чтобы увлечь толпу, а не для того, чтобы

их читали философы. Оратор, находящийся в тесном общении с толпой, умеет вызвать

образы, увлекающие ее.