Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

les variations

de volume du cerveau et sur leurs relations avec l'intelligence.- ln-8°, 1879.

Они опираются на измерения, произведенные над многими тысячами древних и

современных черепов, принадлежащих к различным расам. Вот из них наиболее

существенные выводы:

Если оставить в стороне отдельные случаи и обращать внимание только на большое

число их, то тесная зависимость между объемом черепа и умственными способностями

становится совершенно ясной. Но не эти ничтожные различия в средней емкости

черепов составляют тот признак, по которому можно отличить низшие расы от

высших, а тот существенный факт, что высшая раса имеет известное число лиц с

очень развитым мозгом, между тем как в низшей расе их не встречается. Итак, не

народными массами, но единицами, выдающимися среди них, различаются между собой

расы. Средняя разница в объеме черепа у различных народов, исключая случаи,

когда рассматриваешь низшие расы, никогда не бывает очень значительной.

...Сравнивая черепа различных человеческих рас за настоящее и прошедшее время,

можно видеть, что расы, объем черепов у которых представляет большие

индивидуальные различия, стоят на высшей ступени цивилизации, что по мере того,

как какая-нибудь раса цивилизуется, черепа составляющих ее индивидов все более и

более разнятся между собой. Результатом этого является то, что цивилизация ведет

нас не к умственному равенству, но к все более и более глубокому неравенству.

Анатомическое и физиологическое равенство встречается только среди

представителей рас, стоящих на самой низкой ступени развития. Между членами

какого-нибудь дикого племени, из которых все посвящают себя одним и тем же

занятиям, различие существует самое ничтожное. Напротив, между каким-нибудь

крестьянином, имеющим в своем лексиконе не более трехсот слов, и ученым, у

которого их сотня тысяч с соответствующими понятиями, различие существует

громадное.

Я должен прибавить к сказанному мною выше, что дифференциация между индивидами,

произведенная развитием цивилизации, проявляется также и между полами. У низших

народов или у низших слоев высших народов мужчина и женщина в умственном

отношении весьма близки друг к другу. Но по мере того, как народы цивилизуются,

полы стремятся к тому, чтобы все больше и больше различаться между собой.

Объем черепа мужчины и женщины, даже когда сравниваем только субъектов

одинакового возраста, одинакового роста и равного веса, представляет очень

быстро возрастающие различия с ростом цивилизации. Очень слабые в низших расах,

эти различия становятся громадными в высших. У высших рас женские черепа часто

лишь немногим более развиты, чем черепа женщин низших рас. Между тем как средний

объем черепа парижанина ставит его между самыми большими известными черепами,

средний объем черепа парижанки ничем не разнится от объема самых маленьких

черепов и достигает чуть ли не объема черепа китаянок или даже черепа женщин

Новой Каледонии .

Глава V ОБРАЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ РАС

Как образовались исторические расы. - Условия, позволяющие различным расам

слиться для образования одной расы. - Влияние числа приходящих в столкновение

между собой индивидов, неравенства их признаков, среды и т.д. - Результаты

скрещиваний. - Причины большого понижения типа у метисов. - Изменчивость новых

психологических признаков, созданных скрещиваниями. - Как укрепляются эти

признаки. - Критические эпохи истории. ~ Скрещивания составляют существенный

фактор образования новых рас и в то же время могущественный фактор разложения

цивилизаций. - Значение учреждения каст. - Влияние среды. - Среда может влиять

только на новые расы, находящиеся в период образования, скрещивания которых

разложили признаки, унаследованные от предков. - На древние расы среда не

оказывает никакого действия. - Различные примеры. - Большинство исторических рас

Европы находится еще в периоде образования. - Политические и социальные выводы.

- Почему период образования исторических рас должен скоро завершиться.

Мы уже выше отметили, что теперь нельзя более встретить среди цивилизованных

народов настоящие расы, в научном значении этого слова, но только расы

исторические, т.е. расы, созданные случайностями завоеваний, иммиграций,

политики и т.д. и образованные, следовательно, из смешения людей различного

происхождения.

Каким образом сливаются эти разнородные расы и образуют одну историческую расу,

обладающую общими психологическими признаками? Это составит предмет нашего

ближайшего