Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

прикрывают одним общим названием самые несходные вещи. - Как

создаются конституции. - Потребность некоторых народов в известных, теоретически

дурных, учреждениях, как например централизация. § 5. Образование и воспитание.

- Современное ошибочное представление о влиянии образования на толпу. -

Статистические указания. - Деморализующая роль латинского воспитания. - Роль,

которую могло бы исполнять образование. - Примеры, которые можно встретить у

разных народов,

Изучив духовное устройство толпы, ее способы мыслить, чувствовать и рассуждать,

мы переходим теперь к исследованию того, как возникают и устанавливаются ее

мнения и верования.

Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода:

факторы непосредственные и факторы отдаленные.

Отдаленные факторы - это те, которые делают толпу доступной к восприятию

известных убеждений и совершенно неспособной проникнуться некоторыми другими

взглядами. Эти факторы подготавливают почву, на которой впоследствии внезапно

развиваются какие-нибудь новые идеи, поражающие своей силой и результатами.

Впрочем, внезапность появления этих идей только кажущаяся. Действительно,

некоторые идеи зачастую возникают в толпе и приводятся в исполнение с быстротой

молнии, но это так лишь с первого взгляда, так как на самом деле этот взрыв

всегда является результатом долгой предшествующей работы.

Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную

отдаленными факторами почву и без этого не вызвали бы никаких результатов; они

порождают в толпе активную уверенность, т.е. облекают в известную форму идею и

развивают ее со всеми ее последствиями. Благодаря этим непосредственным

факторам, в толпе возникают решения, увлекающие ее; благодаря им разражается

бунт, устраивается стачка, или же громадное большинство вдруг возносит

какого-нибудь человека к власти или низвергает какое-нибудь правительство.

Во всех великих событиях истории мы можем наблюдать последовательное действие

этих двойных факторов. Возьмем один из самых разительных примеров - французскую

революцию. Отдаленными факторами этого события были творения философов,

вымогательства аристократии, успехи научной мысли. Подготовленная таким образом

душа толпы легко уже была увлечена непосредственными факторами, как то: речами

ораторов и сопротивлением двора по поводу самых незначительных реформ.

К числу отдаленных факторов принадлежат такие общие факторы, которые встречаются

в глубине всех верований и мнений толпы, это раса, традиции, время, учреждения и

воспитание. Постараемся теперь изучить роль всех этих разнообразных факторов.

§1. РАСА

Этот фактор, раса, должен стоять в первом ряду, так как своим значением он

превосходит все другие. Ранее мы указали на его влияние и потому не будем больше

возвращаться к этому вопросу. В предшествующем труде мы говорили о том, что

такое историческая раса и какую она получает силу, благодаря закону

наследственности, после того, как сформировались окончательно ее черты; тогда ее

верования, учреждения и искусства, одним словом, все элементы ее цивилизации

являются уже не чем иным, как только внешним выражением ее души. Влияние расы

таково, что ни один из этих элементов не может перейти от одного народа к

другому, не претерпев самых глубоких изменений. Среда, обстоятельства и события

служат лишь выражением социальных внушений минуты. Все это может иметь

значительное влияние, но оно всегда бывает кратковременным, если только идет

вразрез с внушенными идеями расы, т.е. целого ряда предков.

Нам еще представится случай не раз вернуться к этому влиянию расы и указать, как

оно велико и как оно преобладает даже в специальных чертах души толпы. Этим

объясняется, например, тот факт, что толпа разных стран имеет большие различия в

своих верованиях и поступках и что на нее нельзя влиять одинаковым образом.

§2. ТРАДИЦИИ

В традициях выражаются идеи, потребности и чувства прошлого расы; в них

заключается синтез расы, всей своей тяжестью давящий на нас.

Так как эта высказанная мною мысль еще нова, - историю же трудно понять без нее,

- я посвятил ей в своем предшествующем труде ( Психология народов ) четыре

главы. Читатель увидит из этих глав, что, несмотря на обманчивую внешность, ни

язык, ни религия, ни искусства, одним словом, ни один из элементов цивилизации

не переходит в неприкосновенном виде от одного народа к другому.

Биологические науки претерпели большие изменения с тех пор, как эмбриология

показала,