Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

число, оставляя всех прочих без всякого дела, и

таким образом оно питает одних, а в других создает себе врагов. Огромная масса

дипломированных осаждает в настоящее время все официальные посты, и на каждую,

даже самую скромную, официальную должность кандидаты считаются тысячами, между

тем как какому-нибудь негоцианту, например, очень трудно найти агента, который

мог бы быть его представителем в колониях. В одном только департаменте Сены

насчитывается 20000 учителей и учительниц без всяких занятий, которые, презирая

ремесла и полевые работы, обращаются к государству за средствами к жизни. Так

как число избранных ограничено, то неизбежно возрастает число недовольных, и эти

последние готовы принять участие во всякого рода возмущениях, каковы бы ни были

их цели и каковы бы ни были их вожди. Приобретение таких познаний, которые затем

не могут быть приложены к делу, служит верным средством к тому, чтобы возбудить

в человеке недовольство. Это явление свойственно не только латинским странам;

мы можем наблюдать то же самое в Китае - стране, также управляемой солидной

иерархией мандаринов, где звание мандарина, так же как у нас, достигается путем

конкурса, причем все испытание заключается в безошибочном цитировании наизусть

толстых руководств. Армия ученых, не имеющих никаких занятий, считается в

настоящее время в Китае истинным национальным бедствием. То же самое стало

наблюдаться и в Индии после того, как англичане открыли там школы не для

воспитания, как это делается в Англии, а для того только, чтобы обучать

туземцев. В следствие этого в Индии и образовался специальный класс ученых,

бабу, которые, не получая занятий, становятся непримиримыми врагами английского

владычества. У всех бабу - имеющих занятия или нет - первым результатом

полученного ими образования было понижение уровня нравственности. Этот факт, о

котором я много говорил в своей книге Les Civilisations de l'Inde ,

констатируется всеми авторами, посещавшими Индию.

Вернуться назад теперь, по-видимому, слишком поздно. Только опыт, последний

воспитатель народов, возьмет на себя указать нам наши ошибки и только опыт в

состоянии будет убедить нас в необходимости заменить наши скверные руководства,

наши жалкие конкурсы профессиональным воспитанием, которое вернет нашу молодежь

к полю, мастерским и колониальным предприятиям, избегаемым ею всеми средствами в

настоящее время.

Это профессиональное воспитание, которого так добиваются теперь все просвещенные

умы, существовало у нас некогда, и народы, властвующие теперь над миром своей

волей, инициативой и духом предприимчивости, сумели сохранить его. Великий

мыслитель Тэн ясно доказал в своем замечательном труде (Taine. Le Rйgime

Moderne. - Paris, 1894.), что прежнее воспитание у нас было почти такое же,

какое существует в настоящее время в Англии и Америке, и, проведя замечательную

параллель между латинской и англосаксонской воспитательной системой, он

явственно указал последствия обоих методов.

Быть может, в крайнем случае и можно было бы примириться со всеми неудобствами

нашего классического воспитания, хотя бы оно и создавало недовольных да выбитых

из колеи, если бы поверхностное приобретение такого множества знаний, заучивание

наизусть такого множества руководств в самом деле могло бы повысить умственный

уровень. Увы, это не так! Рассудок, опыт, инициатива и характер - вот условия

успеха в жизни; книги же этого не дают. Книги - это словари, очень полезные для

наведения справок, но совершенно бесполезно хранить в своей голове целые длинные

отрывки из них!

Насколько профессиональное образование может более классического содействовать

развитию ума, Тэн объясняет следующим образом:

Идеи образуются только в своей естественной и нормальной среде. Развитию

зародыша этих идей способствуют бесчисленные впечатления, которые юноша получает

ежедневно в мастерской, на руднике, в суде, в классе, на верфи, в госпитале, при

виде инструментов, материалов и операций, в присутствии клиентов, рабочих,

труда, работы, хорошо или дурно сделанной, убыточной или прибыльной. Все эти

мелкие частные восприятия глаз, уха, рук и даже обоняния, непроизвольно

удержанные в памяти и тайно переработанные, организуются в уме человека, чтобы

рано или поздно внушить ему ту или иную новую комбинацию, упрощение, экономию,

улучшение или изобретение. Молодой француз лишен всех этих драгоценных

восприятий, соприкосновения с элементами, легко усваиваемыми и необходимыми,