Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

социализма, национализма, не вспоминают о трудах великого ученого?

Потому что его идеи и методы доказательства противоречат бытующим сегодня догмам

и доктринам, потому что сегодняшние философия, наука и искусство искажены

идеологией. Потому что отрицание, например, диалектической логики или

утверждение двух логик быть не может! вызывает в ученых и политических

кругах по-прежнему лишь смех и ненависть.

Потому что если труды таких ученых, как Гюстав Лебон, Эйн Рэнд, В. М. Бехтерев

(создатели объективной философии и психологии) найдут своего читателя, а что еще

страшнее - единомышленников, то под вопросом окажутся не только необходимость в

армиях чиновников и парламентариев, заботящихся о благе народа, - естественно,

народа, неприспособленного жить в подлинно свободном обществе . Тогда и самим

людям придется задуматься о своем предназначении, о смысле своего существования.

Текст книги приводится в полном объеме по упомянутому выше изданию 1898 года.

Орфография и пунктуация приведена в соответствие с современными нормами русского

языка.

А. Лебедев

Книга 1 ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ

Введение

СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕИ РАВЕНСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ

Возникновение и развитие идеи равенства. - Произведенные ею последствия. - Во

что обошлось уже ее приложение. Нынешнее ее влияние на массы. - Задачи,

намеченные в настоящем труде. - Исследование главных факторов общей эволюции

народов. - Возникает ли эта эволюция из учреждений? - Не заключают ли. в себе

элементы каждой цивилизации - учреждения, искусства, верования и пр. - известных

психологических основ, свойственных каждому народу в отдельности? - Значение

случая в истории та. неизменные законы. - Трудность изменить наследственные идеи

в данном субъекте.

Идеи, правящие учреждениями народов, претерпевают очень длинную эволюцию.

Образуясь очень медленно, они вместе с тем очень медленно исчезают. Став для

просвещенных умов очевидными заблуждениями, они еще очень долгое время остаются

неоспоримыми истинами для толпы и продолжают оказывать свое действие на темные

народные массы. Если трудно внушить новую идею, то не менее трудно уничтожить

старую. Человечество постоянно с отчаянием цепляется за мертвые идеи и мертвых

богов.

Уже почти полтора века прошло с тех пор, как поэты и философы, крайне

невежественные относительно первобытной истории человека, разнообразия его

душевного строя и законов наследственности бросили в мир идею равенства людей и

рас.

Очень обольстительная для масс, эта идея вскоре прочно укрепилась в их душе и не

замедлила принести свои плоды. Она потрясла основы старых обществ, произвела

одну из страшнейших революций и бросила западный мир в целый ряд сильных

конвульсий, которым невозможно предвидеть конца.

Без сомнения, некоторые из неравенств, разделяющих индивидуумов и расы, были

слишком очевидны, чтобы приходилось серьезно их оспаривать; но люди легко

успокаивались на том, что эти неравенства - только следствия

различия в воспитании, что все люди рождаются одинаково умными и добрыми и что

одни только учреждения могли их развратить. Средство против этого было очень

простое: перестроить учреждения и дать всем людям одинаковое воспитание.

Таким-то образом учреждения и просвещение стали великими панацеями современных

демократий, средством для исправления неравенств, оскорбительных для великих

принципов, являющихся единственными божествами современности.

Впрочем, новейшие успехи науки выяснили все бесплодие эгалитарных теорий и

доказали, что умственная бездна, созданная прошлым между людьми и расами, может

быть заполнена только очень медленными наследственными накоплениями. Современная

психология вместе с суровыми уроками опыта показала, что воспитание и

учреждения, приспособленные к известным лицам и к известным народам, могут быть

очень вредны для других. Но не во власти философов изъять из обращения идеи,

пущенные ими в мир, когда они убедятся в их ложности. Как вышедшая из берегов

река, которую не в состоянии удержать никакая плотина, идея продолжает свой

опустошительный, величественный и страшный поток.

И смотрите, какова непобедимая сила идеи! Нет ни одного психолога, ни одного

сколько-нибудь просвещенного государственного человека, и в особенности - ни

одного путешественника, который бы не знал, на сколько ложно химерическое

понятие о равенстве людей, перевернувшее мир, вызвавшее в Европе гигантскую

революцию и бросившее Америку в кровавую войну за отделение Южных Штатов