Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

религию, какая

нам известна в настоящее время. Нужно глубоко изучить эти медленные

приспособления, чтобы хорошо понять их генезис и уловить различия, отделяющие

слова от сущностей.

Итак, история цивилизации состоит из медленных приспособлений, из ничтожных

постепенных изменений. Если они нам кажутся внезапными и значительными, то

потому, что мы, как в геологии, пропускаем промежуточные фазы и рассматриваем

только крайние.

В действительности как бы ни был развит и одарен какой-нибудь народ, его

способность усваивать тот или другой новый элемент цивилизации всегда очень

ограничена. Мозговые клеточки не могут усвоить себе в день то, на создание чего

потребовались века, и что было приспособлено к чувствам и потребностям

совершенно различных организмов. Одни только медленные наследственные

приобретения допускают возможность подобных ассимиляций. Когда мы перейдем к

изучению эволюции искусства у наиболее развитого из народов древности, у греков,

то увидим, что ему нужно было много веков для того, чтобы выйти из грубых

подражаний ассирийским и египетским образцам и последовательными этапами дойти

до шедевров, которым еще поныне удивляется человечество.

И однако все народы, следовавшие друг за другом в истории, исключая некоторые

первобытные народы, каковы египтяне и халдеи, только и делали, что усваивали

себе элементы цивилизации, составлявшие наследие прошлого, изменяя их сообразно

своему душевному складу. Развитие цивилизаций совершалось бы несравненно

медленнее, и история различных народов была бы только вечным повторением, если

бы они не могли воспользоваться материалами, выработанными до них. Цивилизации,

созданные 7 или 8 тысяч лет тому назад жителями Египта и Халдеи, образовали

источник материалов, куда поочередно приходили черпать все нации. Греческое

искусство родилось из искусства, созданного на берегах Тигра и Нила. Из

греческого стиля получился римский, который в свою очередь, смешанный с

восточными влияниями, дал начало последовательно византийскому, романскому и

готаческому стилям, разнообразящимся в зависимости от гения и возраста народов,

у которых они возникли, но имеющим общее происхождение.

То, что мы сейчас сказали об искусстве, приложимо ко всем элементам цивилизации,

учреждениям, языкам и верованиям. Европейские языки происходят от одного

языка-праотца, на котором некогда говорили жители центрального плоскогорья

Азии. Наше право - детище римского права, которое в свою очередь родилось от

предшествовавших прав. Сами наши науки не были бы тем, что они представляют

собой теперь, без медленной работы веков. Великие основатели современной

астрономии: Коперник, Кеплер, Ньютон находятся в связи с Птолемеем, сочинения

которого служили учебными руководствами вплоть до XV века; Птолемей же примыкает

чрез Александрийскую школу к египтянам и халдеям. Мы видим, таким образом,

несмотря на страшные пробелы, которыми полна история цивилизации, медленную

эволюцию наших знаний, заставляющую нас восходить чрез века и империи к заре

этих древних цивилизаций, причем эти последние современная наука пытается ныне

связать с теми первобытными временами, когда человечество не имело еще истории.

Но если источник общий, то изменения - прогрессивные или регрессивные, - каким

подверглись заимствованные элементы у каждого народа сообразно его душевному

складу, очень различны. История этих изменений и составляет историю цивилизаций.

Мы только что показали, что основные элементы, из которых образуется

цивилизация, индивидуальны для каждого народа, что они составляют не только

результат, но даже выражение структуры его души, и не могут, следовательно,

переходить от одной расы к другой, не подвергаясь очень глубоким изменениям. Мы

также видели, что величину этих изменений маскируют с одной стороны

лингвистические потребности, заставляющие нас обозначать одинаковыми словами

совершенно различные вещи, а с другой - неизбежные недостатки исторических

сочинений, обращающих наше внимание только на крайние формы цивилизации и не

показывающих нам соединяющих их промежуточных форм. Переходя в следующей главе к

общим законам эволюции искусств, мы сумеем показать еще более ясно

последовательность изменений, совершающихся в основных элементах какой-нибудь

цивилизации по мере перехода их от одного народа к другому.

Глава IV

КАК ПРЕОБРАЗОВЫВАЮТСЯ ИСКУССТВА

Применения вышеизложенных принципов к изучению эволюции искусств у восточных

народов. - Египет. - Религиозные