Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

Все они заимствовали свой политический строй от Соединенных Штатов и

живут, следовательно, под одинаковыми законами. И за всем тем, в силу одного

только расового различия, т.е. вследствие недостатка тех основных качеств,

какими обладает раса, населяющая Соединенные Штаты, все эти республики без

единого исключения являются постоянными жертвами самой кровавой анархии, и,

несмотря на удивительные богатства их почвы, одни за другими впадают во

всевозможные хищения, банкротство и деспотизм. Нужно просмотреть замечательный и

беспристрастный труд Т. Чайльда об испано-американских республиках, чтобы

оценить глубину их падения. Причины его коренятся в душевном складе расы, не

имеющей ни энергии, ни воли, ни нравственности. В особенности отсутствие

нравственности превосходит все, что мы знаем худшего в Европе. Приводя в пример

один из значительнейших городов, Буэнос-Айрес, автор объявляет его совершенно

невозможным для жительства тем, кто сохранил еще хоть малейшую совестливость и

нравственность. По поводу одной из наименее упавших южноамериканских республик,

Аргентинской, тот же писатель прибавляет: Изучите эту республику с коммерческой

точки зрения, и вы будете поражены безнравственностью, которая здесь всюду

выставляет себя на показ .

Что касается учреждений, то ни один пример не показывает лучше, до какой степени

они - продукт расового характера и насколько невозможно переносить их от одного

народа к другому. Было бы очень интересно знать, чем станут столь либеральные

учреждения Соединенных Штатов, будучи перенесены к низшей расе?

Эти страны, - замечает Чайльд, говоря о различных испано-американских

республиках, - находятся под ферулой* президентов, пользующихся столь же

неограниченным самодержавием, как и турецкий султан; даже более неограниченным,

поскольку они защищены от назойливости и влияния европейской дипломатии.

Административный персонал состоит только из их креатур**.., граждане подают

голос за то, что им кажется хорошим, но он не обращает никакого внимания на их

голосования... Аргентинская республика - республика только по имени; в

действительности это олигархия людей, сделавших из политики торговлю .

* Т.е. под бдительным надзором. (Прим.ред.).

** Т.е. ставленников. (Прим.ред.).

Единственная страна, Бразилия, несколько избегла этого глубокого падения, и то

только благодаря монархическому режиму, ограждавшему власть от соискательства.

Слишком либеральный для этих рас без энергии и без воли, он в конце концов пал.

Тотчас же страна впала в полную анархию, и за два или за три года люди, стоящие

у власти, до такой степени расхитили казну, что нужно было увеличить налоги на

60%.

Конечно, падение латинской расы, населяющей Южную Америку, обнаруживается не

только в политике, но и во всех элементах цивилизации. Предоставленные самим

себе, эти несчастные республики вернулись бы к чистому варварству. Вся

промышленность и вся торговля находятся в руках иностранцев - англичан,

американцев и немцев. Вальпараисо сделался английским городом, и в Чили ничего

бы не осталось, если бы у него отняли иностранцев. Только благодаря им эти

страны сохранили еще внешний лоск цивилизации, напоминающий иногда Европу.

Аргентинская республика насчитывает 4 миллиона белых испанского происхождения;

не знаю, можно ли было бы назвать из них хоть одного, помимо иностранцев, во

главе какого-нибудь истинно крупного предприятия.

Этот страшный упадок латинской расы, предоставленной самой себе, в сопоставлении

с процветанием английской расы в соседней стране, составляет один из самых

печальных и вместе с тем самых поучительных опытов, какие можно привести для

подтверждения изложенных мной психологических законов.

Мы видим из этих примеров, что народ не может избавиться от того, что вытекает

как следствие из его душевного склада; и если ему это удается, то в очень редкие

моменты - так песок, поднятый бурей, кажется, освободился на время от законов

тяготения. По нашему мнению, верить, что формы правления и конституции имеют

определяющее значение в судьбе народа - значит предаваться детским мечтам.

Только в нем самом находится его судьба, но не во внешних обстоятельствах. Все,

что можно требовать от правительства, - это то, чтобы оно было выразителем

чувств и идей народа, управлять которым оно призвано. По большей части в силу

одного только того факта, что то или другое правительство существует, оно

представляет точное отображение народа. Нет ни форм правления, ни