Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

еще со времен Александра и Цезаря ни один человек не умел лучше Наполеона

действовать на воображение толпы. Он постоянно думал только о том, как бы

поразить ее воображение; он заботился об этом во всех своих победах, речах, во

всех своих действиях и даже на одре смерти.

Как действуют на воображение толпы - это мы скоро увидим. Теперь же ограничимся

только тем замечанием, что влиять на толпу нельзя, действуя на ее ум и рассудок,

т.е. путем доказательств. Антонию, например, удалось возбудить народ против

убийц Цезаря никак не посредством искусной риторики, а посредством чтения его

завещания и указания на его труп.

Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными, не

сопровождающимися никакими толкованиями, и только иногда к ним присоединяются

какие-нибудь чудесные или таинственные факты: великая победа, великое чудо,

крупное преступление, великая надежда. Толпе надо всегда представлять вещи в

цельных образах, не указывая на их происхождение. Мелкие преступления и

несчастные случаи вовсе не поражают воображения толпы, как бы они ни были

многочисленны; наоборот, какой-нибудь крупный несчастный случай или преступление

глубоко действуют на толпу, хотя бы последствия их были далеко не так пагубны,

как последствия многочисленных, но мелких несчастных случаев и преступлений,

Эпидемия инфлюэнцы, унесшая несколько лет тому назад в Париже около 5000 жертв,

очень мало подействовала на народное воображение. Эта настоящая гекатомба не

выразилась какими-нибудь явственными образами, и на нее указывали лишь

eженeдeльныe статистические отчеты. Но какой-нибудь другой крупный несчастный

случай, например, падение Эйфелевой башни, причем если погибло бы не 5000, а

всего 500 человек, но зато единовременно и в общественном месте, непременно

подействовал бы гораздо сильнее на воображение толпы. Предполагаемая гибель

одного трансатлантического парохода на том основании, что о нем долго не

получалось известий, сильно поразила воображение толпы, между тем как

официальная статистика указывает, что в одном только 1894 году погибло 850

парусных судов и 203 паровых. Эта гибель судов, гораздо более важная, если

смотреть на нее с точки зрения потери человеческих жизней и товаров, нежели

гибель трансатлантического парохода, не произвела ровно никакого впечатления на

толпу. Из этого следует, что не факты сами по себе поражают народное

воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются толпе.

Необходимо, чтобы, сгущаясь, если мне будет позволено так выразиться, эти факты

представили бы такой поразительный образ, что он мог бы овладеть всецело умом

толпы и наполнить всю область ее понятий. Кто владеет искусством производить

впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять.

Глава IV РЕЛИГИОЗНЫЕ ФОРМЫ, В КОТОРЫЕ ОБЛЕКАЮТСЯ ВСЕ УБЕЖДЕНИЯ ТОЛПЫ

Что составляет религиозное чувство. - Оно независимо от обожания какого-нибудь

божества. - Его характеристика. - Могущество убеждений, облеченных в религиозную

форму. Различные примеры. - Народные боги никогда не исчезали. - Новые формы, в

которых они возрождаются. Религиозные формы атеизма. - Значение этих понятий с

исторической точки зрения. - Реформа, Варфоломеевская ночь, террор и аналогичные

события являются последствием религиозных чувств толпы, а не отдельных

индивидов.

Мы уже говорили о том, что толпа не рассуждает, что она принимает или

отбрасывает идеи целиком, не переносит ни споров, ни противоречий, что внушения

всецело овладевают ее мыслительными способностями и немедленно стремятся перейти

в действие. Мы указывали, что толпа под влиянием соответствующего внушения

готова принести себя в жертву ради внушенного ей идеала и что ей свойственны

только сильные и крайние чувства, причем симпатия у нее быстро превращается в

обожание, а антипатия, едва народившись, тотчас же превращается в ненависть. Эти

общие указания дозволяют нам предугадывать убеждения толпы.

Исследуя ближе убеждения толпы как во время эпох веры, так и во время великих

политических переворотов, например, переворотов предшествовавшего века, можно

видеть, что всегда эти убеждения принимают специальную форму, которую я не могу

лучше определить, как назвав ее религиозным чувством. Это чувство

характеризуется очень просто: обожание предполагаемого верховного существа,

боязнь приписываемой ему магической силы, слепое подчинение его велениям,

невозможность оспаривать его догматы, желание распространять