Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

образом потому

что она действует на побочные и временные особенности или на еще скрытые задатки

характера, о которых нам выше пришлось говорить. В действительности изменения не

очень глубоки. Самый мирный человек под влиянием голода может доходить до

степени ожесточения, которая приводит его ко всевозможным преступлениям, а

иногда даже к тому, что он пожирает своих ближних. Можно ли на основании этого

сказать, что его обычный характер окончательно изменился?

Из того, что условия цивилизации приводят одних к чрезмерной роскоши и ко всем

порокам, составляющим их неизбежное следствие, а у других создают очень большие

потребности, не давая им средств для их удовлетворения, может последовать общее

недовольство и беспокойное состояние, которые будут действовать на поведение и

вызывать всякого рода перевороты, но в этих недовольствах, в этих переворотах

всегда будут проявляться основные черты расы. Англичане Соединенных Штатов

вносили когда-то в свои раздоры, во время междоусобной войны, ту же

настойчивость, ту же неукротимую энергию, какую они теперь вкладывают в

основание городов, университетов и фабрик. Характер не изменился. Изменились

только предметы, к которым он прилагался.

Исследуя один за другим различные факторы, способные действовать на психический

склад народов, мы можем всегда констатировать, что они действуют на побочные и

непостоянные стороны характера, но нисколько не задевают его основных черт, или

задевают их лишь путем очень медленных наследственных накоплений.

Из предыдущего никак нельзя заключить то, что психологические особенности рас

совсем не подвергаются изменениям; но только то, что, подобно анатомическим

признакам, они обладают очень большой устойчивостью. Вследствие этой

устойчивости душа рас и изменяется так медленно в течение веков.

Глава III ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЯ РАС

Психологическая классификация основывается, подобно анатомической классификации,

на констатировании небольшого числа неизменных и основных черт. -

Психологическая классификация человеческих рас. - Первобытные расы. - Низшие

расы. - Средние расы. - Высшие расы. - Психологические элементы, группировка

которых допускает эту классификацию. - Элементы, имеющие наибольшую важность. -

Характер. - Нравственность. - Умственные качества могут изменяться воспитанием.

- Качества характера постоянны и составляют неизменный элемент каждого народа. -

Их роль в истории. - Почему различные расы не могут понимать и влиять друг на

друга. - Причины невозможности заставить низший народ принять высшую

цивилизацию.

Когда в области естествознания приходится устанавливать основания для

классификации видов, то труд этот облегчается тем, что неизменные и,

следовательно, основные признаки, по которым определяется каждый вид, очень

немногочисленны. Их перечисление всегда занимает несколько строчек. Это потому,

что в действительности натуралист занимается только неизменными признаками, не

обращая никакого внимания на временные. Впрочем, эти основные признаки влекут за

собой неизбежно целый ряд других.

То же самое - с психологическими признаками рас. Если входить в подробности, то

между одним народом и другим, между одним индивидуумом и другим можно заметить

бесчисленные и тонкие различия; но если обращать внимание только на основные

признаки, то придется признать, что для каждого народа они немногочисленны.

Только на примерах (мы скоро • представим очень характерные) можно ясно показать

влияние этого небольшого числа основных признаков на жизнь народов.

Основания психологической классификации рас могут быть изложены лишь после

детального изучения психологии различных народов. Это труд, для которого

потребовались бы тома; мы же ограничимся тем, что набросаем их психологию

крупными штрихами. Рассматривая только главные психологические признаки

человеческих рас, мы можем разделить их на следующие четыре группы: первобытные

расы, низшие, средние и высшие.

Первобытные расы - те, у которых не находят ни малейшего следа культуры, и

которые остановились на той эпохе первобытной животности, какую переживали наши

предки в каменном веке: таковы нынешние фиджийцы и австралийцы.

Кроме первобытных рас существуют еще низшие расы, главными представителями

которых являются негры. Они способны к зачаткам цивилизации, но только к

зачаткам. Никогда им не удавалось подняться выше совершенно варварских форм

цивилизации, хотя случай делал их (например, негров Сан-Доминго) наследниками

высших