Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 1)

но во

внешних вещах оно неразрывно связано с восприятием и только в пределах

нашего духовного организма отделено от него. У самого человека понятие и

восприятие сначала фактически разделены, чтобы затем фактически же быть

соединенными им. На это можно возразить: нашему восприятию человека в каждое

мгновение его жизни соответствует определенное понятие, как, впрочем, и

всякой другой вещи. Я могу составить себе понятие шаблонного человека, и он

может быть дан мне также и как восприятие; если я присоединю к нему еще и

понятие свободного духа, то у меня будет два понятия для одного и того же

объекта.

Это помыслено в одностороннем порядке. Как объект восприятия, я

подвержен непрерывному изменению. Ребенком я был другим, другим я был и в

юности и уже взрослым человеком. Более того, в каждое мгновение образ моего

восприятия иной, чем в предыдущее мгновение. Эти изменения могут совершаться

в таком направлении, что в них будет всегда проявляться один и тот же

(шаблонный) человек, или так, что они будут выражением свободного духа. Этим

изменениям подвержено и мое поведение, как объект восприятия.

В объекте восприятия 'человек' дана возможность преобразования себя,

подобно тому как в семени растения заложена возможность стать целым

растением. Растение преобразуется в силу объективной, заложенной в нем

закономерности; человек же остается в своем состоянии несовершенства, если

он сам не берется в себе за материал преобразования и не преобразует себя

собственной силой. Природа делает из человека только природное существо;

общество - существо, поступающее сообразно законам; только он сам может

сделать из себя свободное существо. Природа освобождает человека от своих

оков на известной стадии его развития, общество доводит это развитие до

следующего пункта; завершить себя человек может только сам.

Итак, точка зрения свободной нравственности не утверждает, что

свободный дух - единственная форма, в которой человек может существовать.

Она видит в свободной духовности только последнюю стадию развития человека.

Этим вовсе не отвергается правомерность действования согласно нормам как

стадия развития. Оно только не может быть признано за точку зрения

абсолютной нравственности. Но свободный дух преодолевает нормы в том смысле,

что он не одни только заповеди ощущает как мотивы, а строит свое поведение

по собственным импульсам (интуициям).

Если Кант говорит о долге: 'Долг! Ты возвышенное, великое имя, не

содержащее в себе ничего излюбленного, сопровождаемого льстивой

вкрадчивостью, но устанавливающее закон... перед которым умолкают все

склонности, хотя бы втайне они и противодействовали ему', - то из сознания

свободного духа человек возражает ему: 'Свобода! Ты, приветливое,

человеческое имя, содержащее в себе все нравственно излюбленное, поскольку

оно наиболее отвечает моему человеческому достоинству, и не делающее меня

ничьим слугой; ты, что не устанавливаешь голого закона, но выжидаешь того,

что моя нравственная любовь сама признает за закон, ибо перед каждым только

навязанным законом она чувствует себя несвободной'.

Такова противоположность чисто законосообразной и свободной

нравственности. Филистер, усматривающий в чем-нибудь внешне установленном

воплощенную нравственность, усмотрит, пожалуй, в свободном духе даже

опасного человека. Но он сделает это оттого лишь, что его взгляд стеснен в

пределах какой-то определенной эпохи. Если бы он мог выглянуть за ее

пределы, ему тотчас же пришлось бы обнаружить, что свободный дух столь же

редко испытывает необходимость переступить законы своего государства, как и

сам филистер, и притом никогда не вступает с ними в действительное

противоречие. Ибо и сами государственные законы все до одного возникли из

интуиции свободных умов, равно как и все другие объективные законы

нравственности. Нет такого закона, применяемого авторитетом семьи, который

однажды не был бы интуитивно постигнут и установлен каким-либо

родоначальником; даже и условные законы нравственности устанавливаются

первоначально определенными людьми, а законы государства возникают всегда в

голове какого-либо государственного мужа. Эти умы установили законы над

прочими людьми, и несвободен только тот, кто забывает об