Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 1)

внутри этой кожи, принадлежит к Космосу как единому целому.

Итак, для того чтобы существовало отношение между моим организмом и

предметом вне меня, вовсе не необходимо, чтобы нечто от предмета

проскальзывало в меня или производило отпечаток в моем духе, подобно оттиску

на воске. Вопрос - как я получаю весть о дереве, находящемся в десяти шагах

от меня, - поставлен совершенно неверно. Он проистекает из воззрения, что

границы моей телесности являются абсолютными перегородками, через которые в

меня проникают вести о вещах. Силы, действующие внутри моей телесной кожи,

суть те же самые, что и существующие вовне. Итак, я действительно есть -

сами вещи; разумеется, не Я, поскольку я - субъект восприятия, но Я,

поскольку я - часть внутри общего мирового свершения. Восприятие дерева

покоится в одном и том же целом с моим Я. Это общее мировое свершение равным

образом вызывает в одном случае восприятие дерева, а в другом - восприятие

моего Я. Будь я не познавателем мира, а творцом его, то объект и субъект

(восприятие и Я) возникали бы в одном акте. Ибо они взаимно обусловливают

друг друга. В качестве познавателя мира я могу найти общее у обоих, как двух

принадлежащих к одному целому существенных сторон, только через мышление,

соотносящее их посредством понятий друг с другом.

Труднее всего справиться с так называемыми физиологическими

доказательствами субъективности наших восприятий. Когда я оказываю давление

на кожу моего тела, то я воспринимаю его как ощущение давления. То же

давление я могу воспринимать глазом как свет и ухом как звук. Электрический

удар я воспринимаю глазом как свет, ухом как звук, кожными нервами как

толчок, органом обоняния как фосфорный запах. Что следует из этого факта?

Только то, что я воспринимаю электрический удар (или давление) и, вслед за

тем, световое качество, или звук, или известный запах и т. д. Без наличия

глаза к восприятию механического сотрясения в окружающей среде не

присоединилось бы восприятие светового качества, без органа слуха

отсутствовало бы восприятие звука и т. д. По какому же праву можно

утверждать, что без органов восприятия не протекал бы и сам процесс как

таковой? Кто отталкивается от того обстоятельства, что электрический процесс

вызывает зрительное ощущение света, и делает отсюда обратное заключение:

следовательно, ощущаемое нами как свет вне нашего организма есть лишь

механический процесс движения, - тот забывает, что он только переходит от

одного восприятия к другому, а вовсе не к чему-то вне восприятия. Подобно

тому как можно сказать, что глаз воспринимает механический процесс движения

в своем окружении как свет, с таким же правом можно утверждать и то, что

закономерное изменение предмета воспринимается нами как процесс движения.

Если на поверхности вращающейся пластинки я двенадцать раз нарисую лошадь, и

притом в таких положениях, какие ее тело принимает во время бега, то

вращением пластинки я могу вызвать видимость движения. Для этого достаточно

будет лишь посмотреть через какое-нибудь отверстие, и притом так, чтобы в

соответствующие промежутки времени видеть следующие одно за другим положения

лошади. Я увижу не двенадцать картинок лошади, а только картину одной

мчащейся лошади.

Итак, упомянутый физиологический факт не может пролить свет на

отношение восприятия к представлению. Нам следует разобраться в этом иным

способом.

В тот момент, когда на горизонте моего наблюдения всплывает какое-либо

восприятие, через меня активизируется и мышление. Некое звено в моей системе

мышления, какая-то определенная интуиция, какое-то понятие соединяется с

восприятием. Когда затем восприятие исчезает из моего кругозора, что же

тогда остается? Моя интуиция, связанная с определенным восприятием, которое

образовалось в момент акта восприятия. Насколько живо могу я позднее вновь

восстановить для себя эту связь, это зависит от способа функционирования

моего духовного и телесного организма. Представление есть не что иное, как

отнесенная к определенному восприятию интуиция, некое понятие, которое

однажды было связано с восприятием и у которого осталось отношение к этому

восприятию. Мое понятие льва образовано не из моих восприятий льва. Но мое

представление о льве образовано на восприятии. Я могу сообщить понятие льва

кому-нибудь,