Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 1)

сосуществуя, изживать себя только потому, что они одного духа.

Свободный живет в доверии к тому, что другой свободный принадлежит вместе с

ним к одному духовному миру и сойдется с ним в своих намерениях. Свободный

не требует от своего ближнего никакого взаимного согласия, но он ждет его,

потому что оно заложено в человеческой природе. Тем самым имеется в виду не

необходимость всякого рода внешних учреждений, а образ мыслей, душевный

строй, при котором человек в своем самопереживании среди ценимых им

собратьев в наибольшей степени отдает должное человеческому достоинству.

Найдется немало людей, которые скажут: очерчиваемое тобой понятие

свободного человека - только химера, нигде не осуществленная. Мы же имеем

дело с действительными людьми, у которых лишь тогда можно надеяться на

нравственность, если они подчиняются нравственной заповеди, если они

понимают свою нравственную миссию как долг и не предаются свободно своим

склонностям и своей любви. - Я в этом нисколько не сомневаюсь; это мог бы

отрицать только слепой. Но если таков последний вывод, тогда кончайте со

всем лицемерием нравственности! Тогда скажите просто: человеческая натура

должна быть принуждаема к своим поступкам, поскольку она не свободна.

Навязывается ли эта несвобода с помощью физических средств или нравственных

законов, несвободен ли человек, потому что он следует своему безмерному

половому влечению, или оттого, что он связан оковами условной

нравственности, - с известной точки зрения это совершенно безразлично. Но

только не утверждайте, что такой человек вправе называть какой-либо поступок

своим, тогда как он понуждается к нему чуждой властью. И вот же из самой

среды этого принудительного порядка встают во весь рост люди, свободные умы,

которые находят самих себя в диком хаосе обычаев, насильственных законов,

религиозной практики и т. д. Они свободны, поскольку следуют самим себе, и

несвободны, поскольку подчиняются. Кто из нас может сказать, что он во всех

своих поступках действительно свободен? Но в глубине каждого из нас живет

некое существо, в котором обретает дар речи свободный человек.

Наша жизнь слагается из поступков свободы и несвободы. Но мы не можем

додумать до конца понятие человека, не придя к свободному духу как

чистейшему выражению человеческой природы. Ибо мы поистине люди лишь

постольку, поскольку мы свободны.

Это идеал, скажут многие. Без сомнения, но такой, который, как реальный

элемент, работает в нашем существе, пробиваясь на поверхность. Это не

измышленный или пригрезившийся идеал, но такой, в котором есть жизнь и

который отчетливо возвещает о себе даже в самой несовершенной форме своего

бытия. Будь человек только природным существом, тогда искание идеалов, т. е.

идей, которые бездейственны в данный момент, но осуществление которых

необходимо, было бы бессмыслицей. В предмете, принадлежащем внешнему миру,

идея определяется восприятием; мы сделали все зависящее от нас, если узнали

связь между идеей и восприятием. В случае человека это не так. Сумма его

бытия не может быть определена без него самого; его истинное понятие как

нравственного человека (свободного ума) не соединено заведомо и объсктивно с

образом восприятия 'человек', чтобы впоследствии быть просто установленным в

познании. Человек должен сам своим деянием соединить свое понятие с

восприятием 'человек'. Понятие и восприятие тождественны мдесь лишь в том

случае, когда человек сам приводит их к тождественности. Но он способен на

это, лишь после того как нашел понятие свободного ума, т. е. свое

собственное понятие. В объективном мире нашей организацией проведена у нас

пограничная черта между восприятием и понятием; познание преодолевает эту

границу. В субъективной природе также наличествует эта граница; человек

преодолевает ее в ходе своего развития, доводя в своем явлении свое понятие

до окончательного выражения. Таким образом как интеллектуальная, так и

нравственная жизнь человека приводит нас к его двойной природе: к восприятию

(непосредственному переживанию) и мышлению. Интеллектуальная жизнь

преодолевает эту двоякую природу посредством познания, нравственная жизнь -

посредством фактического осуществления свободного духа. Каждое существо

имеет свое прирожденное понятие (закон своего бытия и действования);