Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 1)

для него самими восприятиями. Он даже

воздвигнет себе метафизический мир по модели воспринятого мира; он назовет

этот мир миром атомов, миром воли, бессознательным духовным миром и т.д., в

зависимости от способа своих представлений. И от него ускользнет, что при

всем том он всего лишь гипотетически построил себе метафизический мир по

модели мира своих восприятий. Но кто понимает, как обстоит дело с мышлением,

тому открывается, что в восприятии содержится только часть действительности

и что другая принадлежащая к ней часть, которая впервые может явить ее как

полную действительность, переживается в пронизывании восприятия мыслью. Он

увидит в том, что выступает в сознании как мышление, не теневой послеобраз

этой действительности, а покоящуюся на себе самой духовную сущность. И о ней

он может сказать, что она возникает у него в сознании через интуицию.

Интуиция есть протекающее в чисто духовном сознательное переживание чисто

духовного содержания. Только через интуицию может быть схвачена сущность

мышления.

Лишь после того как мы путем непредвзятого наблюдения пробиваемся к

признанию этой истины об интуитивной сущности мышления, нам удается найти

беспрепятственный путь к воззрению на человеческую телесно-душевную

организацию. Мы узнаем, что эта организация не может оказать никакого

воздействия на сущность мышления. Поначалу этому как бы противоречит

совершенно очевидное положение вещей. Человеческое мышление является

обыкновенному опыту лишь при участии этой организации и посредством нее. Это

появление протекает столь интенсивным образом, что истинное его значение

может быть усмотрено только тем, кто узнал, что по существу своему мышление

нисколько не затрагивается этой организацией. Но тогда от него не сможет уже

ускользнуть и то, как своеобразно устроено .отношение человеческой

организации к мышлению. Она не только не обусловливает ничего существенного

в мышлении, но даже отходит на задний план, когда начинается деятельность

мышления; она упраздняет свою собственную деятельность; она очищает место -

и на очищенном месте выступает мышление. Сущностное начало, действующее в

мышлении, имеет двоякую задачу: во-первых, оно оттесняет назад человеческую

организацию в ее собственной деятельности, и во-вторых, оно само занимает ее

место. Но и первая задача - оттеснение назад телесной организации - является

следствием мыслительной деятельности, и притом той ее части, которая

подготовляет появление мышления. Отсюда видно, в каком смысле мышление

находит свое отображение в телесной организации. И если мы это увидим, мы

уже не сможем заблуждаться относительно значения этого отображения для

самого мышления. Когда кто-нибудь ступает по размягченной почве, следы его

ног отпечатываются на почве. Никому не придет в голову сказать, что форма

самих следов обусловлена силами почвы, действующими снизу вверх. Этим силам

не станут приписывать никакого участия в создании формы следов. Точно так же

и непредубежденный наблюдатель сущности мышления не припишет никакого

участия, в этой сущности следам в телесном организме, возникающим вследствие

того, что мышление подготовляет свое появление посредством тела*. (* Каким

образом очерченное выше воззрение сказывается в психологии, физиологии и

т.д., изложено автором с самых разных сторон в сочинениях, последовавших за

этой книгой. Здесь необходимо было только отметить, что следует из

непредвзятого наблюдения самого мышления.)

Но здесь встает многозначительный вопрос. Если на долю человеческой

организации не приходится никакого участия в сущности мышления, то какое же

значение имеет эта организация в пределах целостного существа человека? -

То, что происходит в этой организации благодаря мышлению, не имеет ничего

общего с сущностью мышления, но зато имеет отношение к возникновению из

этого мышления Я-сознания. Собственно сущность мышления содержит в себе

действительное Я, но не Я-сознание. Это ясно для того, кто непредвзято

наблюдает мышление. 'Я' может быть найдено в пределах мышления, а

'Я-сознание' выступает благодаря тому, что в общем сознании запечатлеваются

в вышеуказанном смысле следы мыслительной деятельности. (Таким образом

Я-сознание возникает благодаря телесной организации. Но это не следует

смешивать с утверждением, будто однажды возникшее