Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 1)

Я-сознание продолжает

оставаться зависимым от телесной организации. Однажды возникнув, оно

принимается в мышление и разделяет с тех пор его духовную сущность.)

'Я-сознание' зиждется на человеческой организации. Из нее истекают

волевые поступки. Связь между мышлением, сознательным Я и волевым поступком

в духе предшествующих рассуждений может быть уяснена только после наблюдения

того, каким образом из человеческой организации возникает волевой поступок*.

(* От стр. 582 и до вышеприведенного места - дополнение и соответственно

переработка для нового издания 1918 г)

При отдельном волевом акте мы имеем дело с мотивом и побуждением. Мотив

- это фактор понятийный или сообразный представлению; побуждение - это

фактор воления, непосредственно обусловленный человеческой организацией.

Понятийный фактор, или мотив, есть сиюминутное основание для принятия

какого-либо волевого решения; побуждение же - продолжительное основание для

принятия какого-либо решения индивидуумом. Мотив воления может быть чистым

понятием или понятием с определенным отношением к восприятию, т. е.

представлением. Всеобщие и индивидуальные понятия (представления) становятся

мотивами воления тем, что они действуют на человеческий индивидуум и

определяют его к поступку в известном направлении. Но одно и то же понятие

или одно и то же представление действуют на разных индивидуумов различным

образом. Они побуждают различных людей к различным поступкам. Таким образом

воление есть результат не только понятия или представления, но и

индивидуального склада человека. Этот индивидуальный склад назовем - в этом

можно следовать за Эдуардом фон Гартманом - характерологическим

предрасположением. То, как понятие и представление действуют на

характерологическую предрасположенность человека, придает его жизни

определенный моральный, или этический, отпечаток.

Характерологическая предрасположенность образуется более или менее

постоянным жизненным содержанием нашего субъекта, т. е. содержанием наших

представлений и чувствований. Побуждает ли меня возникшее во мне сиюминутно

представление к ведению, это зависит от того, как оно относится к остальному

содержанию моих представлений, а также и к особенностям моих чувствований.

Но содержание моих представлений в свою очередь обусловлено суммой понятий,

которые в течение моей индивидуальной жизни вошли в соприкосновение с

восприятиями, т. е. стали представлениями. Эта сумма зависит опять-таки от

моей большей или меньшей способности к интуиции и от объема моих наблюдений,

т. е. от субъективного и объективного факторов моего опыта, от внутренней

определенности и от жизненной позиции. Совершенно особым образом

определяется моя характерологическая предрасположенность жизнью моих

чувствований. Ощущаю ли я от известного представления или понятия радость

или страдание, от этого будет зависеть, захочу ли я сделать их мотивом моей

деятельности или нет. - Таковы элементы, с которыми приходится иметь дело

при волевом акте. Непосредственно наличное представление или понятие,

которое становится мотивом, определяет цель моего воления; моя

характерологическая предрасположенность склоняет меня к тому, чтобы

направить на эту цель мою деятельность. Представление о прогулке, которую

мне предстоит совершить в ближайшие полчаса, определяет цель моего действия.

Но это представление только тогда возводится в мотив воления, когда оно

совпадает с пригодной для этого характерологической предрасположенностью, т.

е. если благодаря моей предшествовавшей жизни во мне сложились

представления, скажем, о целесообразности прогулок, об их значении для

здоровья, и далее, если представление о прогулке связывается во мне с

чувством удовольствия.

Итак, нам приходится различать: 1) возможные субъективные

предрасположения, способные превратить известные представления и понятия в

мотивы, и 2) возможные представления и понятия, способные так повлиять на

мои характерологические задатки, чтобы возникло воление. Первые представляют

собой нравственные побуждения, вторые - нравственные цели.

Нравственные побуждения мы можем найти, проследив, из каких элементов

слагается индивидуальная жизнь.

Первая ступень индивидуальной жизни есть восприятие, и притом

восприятие