Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 1)

определенности, которые, впрочем,

соотносятся друг с другом и обоснованы в некоем целом. Равным образом оно

идеально определяет приобретенное посредством самовосприятия, как и все

остальные восприятия, и противопоставляет это объектам в качестве субъекта,

или Я. Это нечто есть мышление, а идеальные определенности суть понятия и

идеи. Поэтому мышление обнаруживает себя, прежде всего, при восприятии

самостности; но оно не просто субъективно, ибо самостность обозначает себя

как субъект только при помощи мышления. Указанное мысленное соотнесение с

самим собой есть жизненное определение нашей личности. Благодаря ему мы

ведем чисто идеальное существование. Мы чувствуем себя благодаря ему

мыслящими существами. Это жизненное определение оставалось бы чисто

понятийным (логическим), если бы к нему не присоединялись другие определения

нашей самостности. Мы были бы тогда существами, жизнь которых исчерпывалась

бы в установлении чисто идеальных отношений как между самими восприятиями,

так и между этими последними и нами самими. Если бы мы назвали установление

такого мысленного соотношения познанием, а достигнутое благодаря ему

состояние нашей самостности знанием, то нам пришлось бы в случае

правильности этой предпосылки рассматривать себя как только познающих или

знающих существ.

Однако эта предпосылка неправильна. Мы соотносим восприятия с самими

собой не только идеально, посредством понятий, но и, как мы видели,

посредством чувствований. Мы не являемся, таким образом, существами с сугубо

понятийным жизненным содержанием. Наивный реалист усматривает даже в жизни

чувствований более действительную жизнь личности, чем в чисто идеальном

элементе знания. И со своей точки зрения он совершенно прав, когда он на

такой лад разъясняет себе положение вещей. Чувствование с субъективной

стороны есть поначалу нечто совершенно аналогичное тому, чем с объективной

стороны является восприятие. Согласно основному положению наивного реализма,

действительно все то, что может быть воспринято; поэтому чувствование служит

гарантией реальности собственной личности. Однако разумеемый здесь монизм

вынужден предоставлять чувствованию такое же дополнение, какое он считает

необходимым для восприятия, чтобы последнее могло предстать как полная

действительность. Для этого монизма чувствование представляет собой некую

ущербную действительность, не содержащую еще в своей первоначальной форме, в

которой она нам дана, своего второго фактора - понятия или идеи. Оттого и в

жизни чувствование выступает везде, подобно восприятию, прежде познания. Мы

сначала чувствуем себя существующими, и лишь в ходе постепенного развития мы

пробиваемся до той точки, где в смутно чувствуемом собственном бытии нам

восходит понятие нашей самостности. Но то, что для нас выступает лишь

позднее, первоначально бывает неразрывно связанным с чувствованием. В силу

этого обстоятельства наивный человек приходит к вере, что в чувствовании

бытие предстает ему непосредственно, а в знании только опосредованно. Оттого

воспитание жизни чувствований представляется ему важнее всего остального. Он

считает себя постигшим мировую связь лишь тогда, когда он принял ее в свое

чувствование. Он стремится сделать средством познания не знание, а

чувствование. Так как чувство есть нечто совершенно индивидуальное, нечто

уподобляющееся восприятию, то философ, исходящий из чувствования, делает

принцип, имеющий значение только в пределах его личности, принципом мировым.

Он стремится исполнить весь мир своей собственной самостностью. Философ

чувствования стремится достигнуть посредством чувствования того, что

разумеемый здесь монизм пытается схватить в понятии, и считает эту свою

слиянность с объектом более непосредственной. Очерченное здесь направление,

философия чувства, нередко называется мистикой. Ошибка основанного только на

чувстве мистического образа воззрений состоит в том, что он хочет пережить

то, что ему надлежит знать; его ошибка в том, что индивидуальное, а именно

чувствование, он хочет возвеличить до универсального.

Чувствование есть чисто индивидуальный акт, отношение внешнего мира к

нашему субъекту, поскольку это отношение находит свое выражение только в

субъективном переживании.

Существует еще и другое проявление человеческой личности. 'Я'

сопереживает