Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 1)

факта

действительности к нему с двух сторон притекают имеющие существенное

значение элементы: со стороны восприятия и со стороны мышления.

То, как я организован для постижения вещей, не имеет ничего общего с их

природой. Раскол между восприятием и мышлением существует лишь в то

мгновение, когда я, размышляя, становлюсь перед вещью. Какие элементы

принадлежат к вещи, а какие нет - это уже совершенно не может зависеть от

того, каким образом я прихожу к познанию этих элементов.

Человек - ограниченное существо. Прежде всего он существо среди других

существ. Его существование принадлежит к пространству и времени. Вследствие

этого ему может быть дана только ограниченная часть Вселенной. Но это

ограниченная часть со всех сторон, как во времени, так и в пространстве,

примыкает к чему-то другому. Если бы наше существование было настолько

связано с вещами, что каждое мировое свершение было бы в то же время и нашим

свершением, тогда не существовало бы разницы между нами и вещами. Но тогда

не существовало бы для нас и никаких отдельных вещей. Тогда все свершение

непрерывно переходило бы одно в другое. Космос был бы единством и неким

завершенным в себе целым. Поток свершения нигде не имел бы перерыва.

Вследствие нашей ограниченности нам является как отдельность то, что в

действительности не есть отдельность. Нигде не существует, например,

обособленно отдельного качества красного. Оно со всех сторон окружено

другими качествами, к которым оно принадлежит и без которых оно не могло бы

существовать. Но для нас является необходимостью выделять некоторые отрезки

из мира и рассматривать их самостоятельно. Из многочисленного красочного

целого наш глаз, может охватить последовательно только отдельные краски, наш

разум - только отдельные понятия из всей связной системы понятий. Это

обособление является субъективным актом, обусловленным тем обстоятельством,

что мы не-идентичны с мировым процессом, а являемся существами среди прочих

существ.

Все дело сводится к тому, чтобы определить положение существа, которое

суть мы сами, по отношению к другим существам. Это определение следует

отличать от простого осознания нашей собственной личности. Последнее

основывается на восприятии, как и осознание всякой другой вещи.

Самовосприятие являет мне только сумму свойств, которые я так же объединяю в

целое моей личности, как я объединяю свойства желтого,

металлически-блестящего, твердого и т.д. в единство 'золота'. Самовосприятие

не выводит меня из области того, что принадлежит ко мне. Это самовосприятие

надо отличать от мысленного самоопределения. Подобно тому как посредством

мышления я включаю отдельное восприятие внешнего мира в общую мировую связь,

так же включаю я посредством мышления в мировой процесс и восприятие,

касающееся меня самого. Мое самовосприятие замыкает меня в пределах

определенных границ; мышлению же моему нет до этих границ никакого дела. В

этом смысле я двоякое существо. Я включен в область, которую я воспринимаю

как область моей личности, но я же и носитель деятельности, которая из более

высокой сферы определяет мое ограниченное существование. Наше мышление не

индивидуально, как наше ощущение и чувствование. Оно универсально. Оно

получает индивидуальный отпечаток в каждом отдельном человеке только

благодаря тому, что находится в связи с его индивидуальными чувствованием и

ощущением. Этой особой окраской универсального мышления отличаются друг от

друга отдельные люди. Треугольник имеет только одно-единственное понятие.

Для содержания этого понятия безразлично, постиг ли его носитель

человеческого сознания А или Б. Но каждым из обоих носителей сознания он

будет постигнут индивидуально.

Этой мысли противится один с трудом преодолеваемый человеческий

предрассудок. Предубеждение мешает прийти к пониманию того, что понятие

треугольника, постигнутое моей головой, то же самое, что и постигнутое

головой моего соседа. Наивный человек считает себя творцом своих понятий. Он

полагает поэтому, что каждая личность имеет свои собственные понятия.

Основное требование философского мышления - преодолеть этот предрассудок.

Единое и однородное понятие треугольника не становится множественным оттого

лишь, что его мыслят многие. Ибо мышление многих само