Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 1)

- в наивном

смысле - реальному процессу, т. е. какому-нибудь воспринимаемому свершению,

а исключительно только мышлению. Итак, для нас объективно то, что

представляется для восприятия лежащим вне субъекта восприятия. Мой субъект

восприятия останется для меня воспринимаемым, когда стол, стоящий сейчас

передо мной, исчезнет из круга моего наблюдения. Наблюдение стола вызвало во

мне некое, равным образом пребывающее, изменение. Я сохраняю способность

снова вызвать в себе позже образ стола. Эта способность произведения образа

остается связанной со мной. Психология называет этот образ представлением

воспоминания. Но это есть то, что только и может по праву быть названо

представлением стола. Оно соответствует воспринимаемому изменению моего

собственного состояния, благодаря присутствию стола в поле моего зрения. И

притом оно означает не изменение какого-нибудь находящегося за субъектом

восприятия 'Я в себе', а изменение самого воспринимаемого субъекта. Итак,

представление есть субъективное восприятие, в противоположность объективному

восприятию при наличии предмета на горизонте восприятия. Смешение

субъективного восприятия с этим объективным ведет к недоразумению идеализма:

мир есть мое представление.

Теперь надо будет прежде всего точнее определить понятие представления.

То, что мы до сих пор говорили о нем, не есть понятие о нем, а лишь указание

пути, на котором - в поле восприятия - можно его найти. Точное понятие

представления даст нам тогда также возможность получить удовлетворительное

объяснение об отношении представления к предмету. А это приведет нас за ту

грань, где отношение между человеческим субъектом и принадлежащим к миру

объектом низводится с чисто понятийного поля познания в конкретную

индивидуальную жизнь. Лишь когда мы будем знать, как нам относиться к миру,

нам легко будет сообразно с этим и устраиваться в мире. Мы лишь тогда сможем

развернуть полную деятельность, когда мы познаем принадлежащий к миру

объект, которому мы посвящаем нашу деятельность.

Дополнение к новому изданию 1918 г. Охарактеризованное здесь воззрение

можно рассматривать как такое, к которому человек поначалу влечется как бы

естественно, когда он начинает размышлять о своем отношении к миру. Он видит

себя втянутым в некое мысленное сплетение, которое для него распутывается,

по мере того как он его слагает. Это мысленное сплетение таково, что одним

только его теоретическим опровержением отнюдь не сделано еще все,

необходимое в этом случае. Необходимо пережить его, чтобы найти выход из

понимания того заблуждения, к которому оно ведет. Оно должно обнаруживаться

в полемическом разборе мнений об отношении человека к миру не потому, что

налицо тяга к опровержению противной стороны, точка зрения которой на это

отношение представляется неверной, но потому, что необходимо знать, в какую

путаницу может завести поначалу каждое размышление об этом отношении. Надо

твердо уяснить себе, что параллельно с этим первоначальным размышлением мы

опровергаем самих себя. С такой точки зрения и предприняты вышеприведенные

рассуждения.

Кто хочет выработать себе взгляд на отношение человека к миру, тот

приходит к сознанию, что по крайней мере одну часть этого отношения он

устанавливает тем, что образует себе представления о вещах и о процессах

мира. Через это его взор отвлекается от того, что расположено вовне, в мире,

и обращается на его внутренний мир, на жизнь его представлений. Он начинает

говорить себе: я не смогу иметь никакого отношения к какой-либо вещи или к

какому-либо процессу, если во мне не возникнет представления. После того как

отмечен этот факт, остается лишь один шаг до того, чтобы сказать себе: но

ведь я переживаю только мои представления; о мире вовне я знаю лишь

постольку, поскольку он оказывается представлением во мне. Это суждение

знаменует собою отказ от точки зрения наивного реализма, на которой человек

находится до всякого размышления о своем отношении к миру. Придерживаясь

этой точки зрения, он полагает, что имеет дело с действительными вещами.

Покинуть эту точку зрения заставляет его акт самоосмысления. Последний не

позволяет человеку глазеть на действительность так, какой она предстает

наивному сознанию. Он заставляет его взирать только на свои представления;

последние вклиниваются между его собственным