Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 1)

что замеченное мною здесь о

мышлении приложимо также и к чувствованию и прочим видам духовной

деятельности. Когда мы испытываем, например, чувство удовольствия, то оно

также воспламеняется от какого-нибудь предмета, и я наблюдаю сам этот

предмет, а не чувство удовольствия. Но это возражение основано на ошибке.

Удовольствие вовсе не находится в таком же отношении к своему предмету, как

образуемое мышлением понятие. Я совершенно определенно сознаю, что понятие

вещи образовано моей деятельностью, между тем как удовольствие вызывается во

мне предметом, подобно тому как, скажем, падающим камнем вызывается

изменение в предмете, на который он падает. Для наблюдения удовольствие дано

совершенно таким же образом, как и вызывающий его процесс. Того же самого

нельзя сказать о понятии. Я могу спросить: почему известный процесс вызывает

во мне чувство удовольствия? Но я никак не могу спросить: почему этот

процесс порождает во мне определенную сумму понятий? Это просто не имело бы

смысла. При размышлении о процессе дело идет вовсе не о воздействии на меня.

Я ничего не могу узнать о себе .самом из того, что мне знакомы

соответствующие понятия для наблюдаемого мною изменения, произведенного в

оконной раме брошенным в нее камнем. Но я, конечно, узнаю кое-что о своей

личности, если мне знакомо чувство, пробуждаемое во мне тем или иным

процессом. Когда я говорю в связи с неким наблюдаемым предметом - это роза,

то я решительно не высказываю ничего о себе самом; когда же я говорю о той

же вещи, что она вызывает во мне чувство удовольствия, то я характеризую не

только розу, но и самого себя в своем отношении к розе.

Итак, не может быть и речи об уравнивании мышления и чувствования

относительно наблюдения. То же самое легко можно было бы заключить и о

других видах деятельности человеческого духа. По отношению к мышлению они

стоят в одном ряду с другими наблюдаемыми предметами и процессами.

Своеобразная природа мышления состоит как раз в том, что оно есть

деятельность, направленная только на наблюдаемый предмет, а не на мыслящую

личность. Это сказывается уже в самом способе, которым мы выражаем наши

мысли о вещи, в противоположность нашим чувствам или волевым актам. Когда я

вижу предмет и узнаю его как стол, я обычно не стану говорить: 'я мыслю о

столе', а скажу просто: 'вот стол'. Но я не задумываясь скажу: 'я радуюсь

столу'. В первом случае мне нет никакого дела до того, чтобы высказать, что

я вступаю в какое-либо отношение со столом; во втором случае дело идет как

раз об этом отношении. Говоря: 'я мыслю о столе', я уже вступаю в

охарактеризованное выше исключительное состояние, когда предметом наблюдения

делается нечто такое, что всегда содержится в нашей духовной деятельности,

но не как наблюдаемый объект.

Своеобразная природа мышления в том и состоит, что мыслящий забывает о

мышлении, в то время как он его осуществляет. Не мышление занимает его, а

предмет мышления, который он наблюдает.

Итак, первое наблюдение, которое мы делаем о мышлении, заключается в

том, что оно представляет собой не наблюдаемый элемент нашей обычной

духовной жизни.

Причина, по которой мы не наблюдаем мышления в повседневной духовной

жизни, сводится попросту к тому, что оно основано на нашей собственной

деятельности. То, что я произвожу не сам, входит в поле моего наблюдения как

нечто предметное. Оно противостоит моему взору как нечто возникшее без моего

участия; оно выступает мне навстречу; я должен принять его как предпосылку

моего процесса мышления. Когда я размышляю о предмете, я занят им, мой взор

направлен на него. Это занятие и есть мыслящее рассмотрение. Мое внимание

направлено не на мою деятельность, а на объект этой деятельности. Другими

словами: когда я мыслю, мой взор обращен не на мое мышление, которое я сам

произвожу, а на объект мышления, который я не произвожу.

Я нахожусь в том же положении даже тогда, когда я даю появиться

исключительному состоянию и размышляю о самом моем мышлении. Я никогда не

могу наблюдать мое сиюминутное мышление, но лишь впоследствии могу сделать

объектом мышления опыты, проделанные мною в связи с моим мыслительным

процессом. Если бы я захотел наблюдать мое сиюминутное мышление, я должен

был бы расщепиться на две личности: на ту, которая мыслит, и на