Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 1)

посредством своего мышления всеобщую мировую жизнь; посредством

мышления оно чисто идеально (понятийно) соотносит восприятия с собой, а себя

с восприятиями. В чувствовании оно переживает перенос объектов на свой

субъект; в воле имеет место обратное. В ведении мы равным образом имеем

перед собой восприятие, а именно восприятие индивидуального переноса нашей

самостности на объективное. То, что молений не является чисто идеальным

фактором, есть ранным образом только предмет восприятия, как это имеет место

и при всякой другой вещи внешнего мира. Однако здесь наивный реализм будет

считать себя имеющим дело с гораздо более действительным бытием, чем какое

может быть достигнуто мышлением. Он усмотрит в воле элемент, в котором некое

свершение, некое причинение (Verursachen) дано ему непосредственным образом,

в противоположность мышлению, постигающему свершение .пить в понятии. То,

что Я осуществляет посредством своей воли, представляется для такого

воззрения непосредственно переживаемым процессом. Приверженец этой философии

полагает, что в волении ему действительно удается схватить мировое свершение

за какой-то его краешек. Тогда как другие события он может прослеживать

только внешне, посредством восприятия, ему кажется, что в своем молений он

переживает совершенно непосредственно некое реальное свершение. Форма бытия,

в которой является ему воля в границах его самостности, становится для него

реальным принципом действительности. Его собственное воление кажется ему

частным случаем всеобщего мирового свершения; последнее же оказывается таким

образом всеобщим волением. Воля становится мировым принципом, подобно тому

как чувствование в мистике чувства - принципом познания. Этот тип воззрения

есть философия воли (гелизм). То, что может быть пережито только

индивидуальнo, возводится ею в конструирующий фактор мира.

Как мистика чувства не может быть названа наукой, так не может быть

названа ею и философия воли. Ибо обе утверждают, что не могут поладить с

понятийным проницанием мира. Обе требуют наряду с идеальным еще и реального

принципа бытия. И это - с известным правом. По так как в качестве Средства

постижения этих так наливаемых реальных принципов мы располагаем только

восприятием, то утверждение мистики чувства и философии воли совпадает с

воззрением, что мы имеем два источника познания: мышление1 и восприятие, из

которых последнее предстает в чувстве и воле как индивидуальное переживание.

Так как излияния одного из этих источников (переживания) не могут быть прямо

внесены этим мировоззрением в излияния другого (мышление), то оба способа

познания, восприятие и мышление, остаются сосуществующими друг подле друга и

лишенными высшего посредничества. Наряду с достигаемым через знание

идеальным принципом должен существовать еще и другой, переживаемый, а не

постигаемый в мышлении, реальный принцип мира. Другими словами, мистика

чувства и философия воли суть наивный реализм, ибо они склоняются к

положению: непосредственно воспринятое действительно. Но только по сравнению

с первоначальным наивным реализмом они допускают непоследовательность,

возводя какую-то определенную форму восприятия (чувствование или воление) в

единственное средство познания бытия, между тем как они могли бы это

сделать, лишь придерживаясь общего положения: воспринятое действительно. Им

пришлось бы вместе с тем приписать одинаковую познавательную ценность и

внешнему восприятию.

Философия воли становится метафизическим реализмом, когда она

перелагает волю также и в те сферы бытия, в которых непосредственное

переживание ее не может уже осуществляться так же, как в собственном

субъекте. Она гипотетически принимает вне субъекта принцип, для которого

субъективное переживание оказывается единственным критерием

действительности. В качестве метафизического реализма философия воли

подпадает изложенной в предыдущей главе критике, которая должна одолеть

исполненную противоречий позицию всякого метафизического реализма и привести

к познанию, что воля лишь постольку является всеобщим мировым свершением,

поскольку она идеально соотносится с остальным миром.

Дополнение к новому изданию 1918 г. Трудность посредством наблюдения

постичь мышление в его существе заключается в том, что существо это слишком

легко ускользает от наблюдающей