Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 1)

Рудольф Штайнер. Философия свободы

Рудольф Штайнер. Философия свободы

---------------------------------------------------------------

From: Ruslan Kalendar

---------------------------------------------------------------

Основные черты современного мировоззрения.

Результаты душевных наблюдений по естественно-научному методу.

Rudolf Steiner

Die Philosophie der Freiheit. Grundz ge einer modernen Weltanschauung.

Beobachtungs-Resultate nach naturwissenschaftlicher Methode.

Предисловие к новому изданию 1918 г.

НАУКА СВОБОДЫ

I. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

II. ОСНОВНОЕ ПОБУЖДЕНИЕ К НАУКЕ

III. МЫШЛЕНИЕ НА СЛУЖБЕ У МИРОПОНИМАНИЯ

IV. МИР КАК ВОСПРИЯТИЕ

V. ПОЗНАНИЕ МИРА

VI. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

VII. СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ?

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СВОБОДЫ

VIII. ФАКТОРЫ ЖИЗНИ

IX. ИДЕЯ СВОБОДЫ

X. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ И МОНИЗМ

XI. ЦЕЛЬ МИРА И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ (НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА)

XII. МОРАЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ (ДАРВИНИЗМ И НРАВСТВЕННОСТЬ)

XIII. ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ (ПЕССИМИЗМ И ОПТИМИЗМ)

XIV. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И РОД

ПОСЛЕДНИЕ ВОПРОСЫ

ВЫВОДЫ МОНИЗМА

ПРИЛОЖЕНИЕ I

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Предисловие 'КНИГА-МИСТЕРИЯ'

(Карен Араевич Свасьян)

Евангельское 'не мечите жемчуг перед свиньями' Рудольфу Штейнеру

пришлось однажды слегка отредактировать, поменяв -- очевидно, не столько из

соображений такта, сколько из соответствия увиденному -- индекс

анималистической символики с прежних свиней на более актуальных петухов. Вот

это параболически разящее место из второй лекции цикла 'Оккультные основы

Бхагават-Гиты': 'Когда на пути лежит жемчуг и на него натыкается петух, то

петух не придает жемчугу никакой особой ценности. Такими петухами являются

по большей части современные люди. Они ничуть не ценят жемчужин, открыто

лежащих перед ними; то, что они ценят, есть нечто совершенно иное, именно,

они ценят собственные свои представления'. Сказано по другому поводу, но все

еще и по этому; из всех жемчужин, открыто предлежащих взору, 'Философия

свободы' остается едва ли не самой неувиденной: XX век, на пороге которого

она была написана и порогом которого стала, предпочел ей, этому бесценному

самородку духа, кричаще дешевую бижутерию собственных представлений:

марксистских, фрейдистских, экзистенциалистских, позитивистских,

неопозитивистских, постнеопозитивистских и Бог весть каких еще...

Безупречное правило Э.Ренана: 'Если вы хотите подчеркнуть важность

какой-либо идеи, устраните ее и покажите, чем сделался бы мир без нее', не

требует в этом случае никакого коньюкти-ва; вот уже ровно сто лет, как книга

эта систематически замалчивается или не замечается профессионалами и

любителями духовности, и отнюдь не в целях подчеркивания ее важности. Но

правило -- в эвристической ли интерпретации или как очередная sаncta

simplicitas набитых собственными представлениями 'петухов' -- остается в

силе: онтология нашего века вполне позволяет охарактеризовать себя как

столетний итог одной непрочитанной книги -- наш мир, мир, в котором мы

живем, -- это мир, прошедший мимо 'Философии свободы': имеющий глаза, чтобы

видеть, да видит! И сразу же -- слева и справа, почти в унисон -- меня

перебивают 'чужие' и 'свои'. 'Чужие' -- снисходительно, вполоборота, не без

крупиц надменной иронии, ну да, с большим запасом собственных представлений:

Помилуйте, да ведь это чистейшей воды фантазерство -- ставить судьбы мира в

зависимость от какой-то прочитанной или непрочитанной книги! -- Так скажут

они, и еще довольно потрут при этом руки. Спорить с ними бесполезно: пусть

себе поклевывают стекляшки собственных вычитанных из всякого рода книг

представлений, согласно которым судьбы мира следует ставить в зависимость от

'объективного хода истории' или 'вола Божьей' или каких-то там еще бездарно

усвоенных и машинально повторяемых слов. Я же останусь при своем

'фантазерстве': мир губят книги -- некстати прочитанные и кстати не

прочитанные... Пусть покажут мне хоть одно сколько-нибудь значительное

историческое событие, в разоблачении которого можно было бы вообще обойтись

без правила: 'ищите книгу'. Litterarus intemperantia laboramus (В чтении мы

грешим неумеренностью) -- так означено это в