Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 1)

мыслится всецело соответствующей тому, что может быть

воспринято как род деятельности самого человека, т. е. антропоморфически.

Современная физика сводит чувственные ощущения к движениям мельчайших

частиц тел и бесконечно тонкого шчцества, эфира, или к чему-либо подобному.

Например, то что мы воспринимаем как теплоту, есть движение частиц внутри

пространства, занимаемого излучающим теплоту телом. Здесь опять-таки

невоспринимаемое мыслится но аналогии с воспринимаемым. Чувственным аналогом

понятия 'тело' является в этом смысле хотя бы внутренность отовсюду

замкнутого пространства, где движутся по всем направлениям упругие шары,

которые ударяют друг друга, наталкиваются на стенки, отталкиваются от них и

т. д.

Без таких допущений мир распался бы для наивного реализма на бессвязный

агрегат восприятий без взаимных отношений и потому не смыкающийся ни в какое

единство. Но ясно, что наивный реализм может приходить к этому допущению

лишь в силу непоследовательности. Если он хочет оставаться верным своему

основному положению - только воспринятое действительно, - тогда он не вправе

допускать ничего действительного там, где он ничего не воспринимает.

Невоспринятые силы, действующие из воспринятых вещей, являются, собственно

говоря, неправомерными гипотезами с точки зрения наивного реализма. А так

как он не знает никаких других реальностей, то он снабжает свои

гипотетические силы содержанием восприятия. И значит, он применяет форму

бытия, свойственную восприятиям внешних чувств, к такой области, где у него

отсутствует средство, которое только и могло бы дать показания об этой форме

бытия: чувственное восприятие.

Это исполненное внутренних противоречий мировоззрение приводит к

метафизическому реализму, который наряду с воспринимаемой реальностью

конструирует еще и другую, невоспринимаемую, мыслимую им по аналогии с

первой. Метафизический реализм является поэтому по необходимости дуализмом.

Где метафизический реализм замечает отношение между воспринимаемыми

вещами (приближение посредством движения, осознание чего-то объективного и

т. д.), там он полагает реальность. Но замечаемое им отношение он может

выразить все же лишь посредством мышления, а не воспринимать. Идеальное

отношение произвольно уподобляется воспринимаемому. Таким образом для этого

направления мышления действительный мир составлен из объектов восприятия,

которые находятся в вечном становлении, появляются и исчезают, и пронизаны

невоспринимаемыми силами, которыми производятся объекты восприятия и которые

суть пребывающие.

Метафизический реализм есть исполненное противоречий смешение наивного

реализма с идеализмом. Его гипоготические силы суть невоспринимаемые

сущности, наделенные качествами восприятий. Кроме той мировой области, для

формы бытия которой он располагает средством познания в акте восприятия, он

решился признать еще и другую область, где это средство бессильно и которую

можно установить только посредством мышления. Но в то же время он не может

решиться признать и ту форму бытия, которую ему сообщает мышление, т. е.

понятие (идею), таким же равноправным фактором наряду с восприятием. Чтобы

избежать противоречия невоспринимаемого восприятия, необходимо допустить,

что для сообщаемых мышлением отношений между восприятиями у нас нет иной

формы существования, кроме формы понятия. Если выкинуть из метафизического

реализма его неправомерную составную часть, то мир предстанет как сумма

восприятий и их понятийных (идеальных) отношений. Так метафизический реализм

переходит в мировоззрение, которое для восприятия требует принципа

воспринимаемости, а для отношений между восприятиями - мыслимости. Это

мировоззрение не может признать наряду с миром восприятий и миром понятий

никакой третьей мировой области, для которой одновременно имели бы значение

оба принципа - так называемый реальный принцип и идеальный принцип.

Когда метафизический реализм утверждает, что наряду с идеальным

отношением между объектом восприятия и субъектом его восприятия должно

существовать еще и реальное отношение между 'вещью в себе' восприятия и

'вещью в себе' воспринимающего субъекта (так называемого индивидуального

духа), то это утверждение покоится на ошибочном допущении аналогичного

процессам чувственного мира невоспринимаемого