Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

в возвышении всей своей

жизни к Божественному.

Отход Запада от религии - т.е. уменьшение притязаний и требований

религии, приведшее Европу от религиозных взглядов средневековья через

Ренессанс и Реформацию к современным рационалистическим взглядам, сведение

сферы всех наших интересов к обычной земной жизни, наши напряженные усилия

реализовать себя согласно правилам, диктуемым низшими частями природы,

напрочь лишенными всякого духовного стремления, - был противоположной

ошибкой, другой крайностью, связанной с нашим невежеством и знаменующей

автоматический переход маятника от неверного утверждения к неверному

отрицанию. Это - заблуждение, поскольку совершенство нельзя обрести в

подобных границах и рамках; ибо они не охватывают всей полноты человеческого

существования и отрицают присущие ему глубочайшее стремление и

сокровеннейший импульс. Только свет исила высшего могут совершенным образом

направлять, возвышать и осуществлять низшее. Низшая жизнь человека не

божественна по форме, хотя и заключает в себе тайну божественного, и ее

можно обожествить только с обретением высшего закона и духовного озарения.

Но нетерпение, которое осуждает жизнь, теряет веру в нее или отказывается

участвовать в ее развитии, поскольку в данный момент она не божественна и не

пребывает в гармонии с жизнью духовной, является равным заблуждением, андхам

тамах. Бегущий от мира монах или просто аскет может, конечно, найти в такой

позиции индивидуальное, сугубо личное спасение, духовную компенсацию за свое

отречение и Тапасью, как и материалист, следующий своим путем, исключающим

все другие, может найти соответствующее вознаграждение за свою энергию и

сосредоточенные поиски; но ни первый, ни второй не могут стать истинным

водителем человечества и его законодателем. Позиция монаха подразумевает

страх, отвращение, недоверие к жизни и ее стремлениям, а человек не может

мудро управлять такой сферой, к которой у него нет никакой любви и которую

он хочет свести к минимуму и подавить. Если бы управлять жизнью и

человеческим обществом был поставлен один лишь аскетический дух, то он мог

бы воспитать в них только готовность к самоотречению и отказу от своих

собственных стремлений. В своем водительстве аскетический дух может поначалу

терпимо относиться к низшим проявлениям жизненной природы человека, но

только для того, чтобы в конечном счете заставить их свести к минимуму свою

деятельность и прекратить ее. Но духовность, которая отделяет себя от жизни,

чтобы охватить ее всю целиком, не попав к ней в зависимость, не знает таких

ограничений. Образ духовного человека, способного направить человеческую

жизнь к совершенству, воплощен в древней индийской идее Риши - человека,

который в полной мере проживает человеческую жизнь и находит слова для

выражения супраинтеллектуальной, супраментальной, духовной истины. Он

поднимается над ограничениями низшей жизни и может смотреть на все вещи

сверху, но при этом он находится в жизни и способен видеть изнутри ее

движущие силы; он обладает совершенным внутренним знанием и высочайшим

духовным знанием. Поэтому он может направлять мир согласно человеческому

закону, как Бог направляет его согласно закону божественному, ибо, подобный

Божеству, такой человек пребывает в жизни мира и все же над ней.

Следовательно, именно в духовности, понимаемой в этом смысле, должны мы

искать направляющий свет и закон гармонии, а в религии - только в той мере,

в какой она отождествляет себя с духовностью. Пока религия не достигает

этого уровня, она остается не более чем одной из сфер человеческой

деятельности, одной силой среди прочих, и не может в полной мере управлять

другими сферами деятельности и силами, даже если будет признана самой важной

и самой могучей из них. Если религия постоянно стремится загнать все прочие

силы в жесткие рамки вероисповедания, неизменного закона, отдельной системы,

она должна приготовиться к тому, что эти силы восстанут против ее власти.

Они, конечно, могут какое-то время терпеть давление религии и извлекать из

этого значительную пользу, но в конечном счете, согласно закону своего

существования, неизбежно начнут стремиться к более свободной деятельности и

беспрепятственному развитию. Духовность уважает свободу человеческой души,

поскольку сама реализуется через