Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

приведет ее к цели, и на определенной

стадии развития пробуждает в человеке непреодолимое стремление совершить

переход от ментального существа к духовному. Жизнь не может достичь своих

сокровенных целей, следуя своим первичным инфрарациональным движущим силам,

т. е. инстинкту и желанию, ибо на этом уровне она движется ощупью, ищет и не

находит, может получать лишь кратковременное, неполноценное и преходящее

удовлетворение, отмеченное печатью Бессознательного. Но и человеческий разум

не может дать ей того, что она ищет; ибо разум способен лишь привнести некий

полусвет и установить временный порядок. Поэтому человек, стремящийся

достичь высших планов жизни, никогда не может довольствоваться нынешним

своим состоянием; эволюционный импульс его разума не может неожиданно

иссякнуть на этой переходной стадии, на этом половинчатом достижении. Он

должен стремиться к высшим планам сознания, должен высвободить из жизни и

ума нечто, ныне еще пребывающее в скрытом и зачаточном состоянии.

Конечные цели жизни суть цели духовные, и только при полном свете

освобожденного 'я' и духа она может достичь их. Этот полный свет не есть

интеллект или логический разум, но знание, открывающееся благодаря

внутреннему единению и отождествлению с миром, - знание, которое есть свет,

внутренне присущий полностью развившемуся духовному сознанию; этому

совершенному постижению предшествует интуитивное знание, проистекающее из

сокровенного единства бытия и достижимое благодаря тесному внутреннему

соприкосновению с сутью вещей и живых существ. Жизнь стремится к

самопознанию; она может прийти к нему только через свет духа. Она стремится

к светоносному водительству и господству над собственными своими силами; и

только когда она открывает в себе это внутреннее 'я' и дух и вершит свой

путь при его помощи или под его началом, тогда она может обрести

просвещенную волю, в которой нуждается, и безошибочное водительство. Ибо

только таким образом слепая уверенность инстинктов, а также спекулятивные

гипотезы и теории разума и его уверенность, основанная на экспериментах и

логических выводах, могут быть замещены зрячей духовной уверенностью. Жизнь

стремится к осуществлению своих инстинктов любви и сострадания, своей

страстной тоски по гармонии и единству; но они встречают противодействие

противоположных инстинктов, и только духовное сознание, с его реализованным

неизменным единством, может устранить этипротиворечия. Жизнь стремится к

полному развитию существа, но может достичь этого только тогда, когда

ограниченное существо обретает в себе свою собственную сокровенную душу

существования и вокруг нее - свое собственное более широкое 'я' космического

сознания, которое может воспринимать мир и все бытие в себе и как себя

самое. Жизнь стремится к силе; и только сила духа и сила этого сознательного

единства могут дать ей власть над самой собой и миром. Она стремится к

наслаждению, счастью, блаженству; но инфрарациональные формы последних

отмечены несовершенством, фрагментарностью, непостоянством и подвержены

влиянию своих противоположностей. Кроме того, инфрарациональная жизнь

по-прежнему отмечена печатью Бессознательного - в том, что касается

изначальной ее бесчувственности, неопределенности характера, слабости

ответной виб-рации, - она не может достичь истинного счастья или блаженства,

а доступное ей наслаждение не может длиться долго, поскольку она не способна

удержать его или сохранить крайнюю напряженность переживания. Только дух

владеет секретом чистого и неизменного счастья, или экстаза, способен

сохранять предельную напряженность ответной вибрации, может обрести и

оправдать духовное наслаждение или радость жизни как одно из проявлений

бесконечного и универсального восторга существования. Жизнь стремится к

гармоничному осущест-влению всех своих сил, ныне разделенных и

противоборствующих, всех своих возможностей, частей, элементов; и только в

сознании единого 'Я' и Духа возможно достичь этого, ибо здесь все они

приходят к своей абсолютной истине и совершенному согласию в свете

интегрального, единого самосуществования.

Таким образом, как существуют супрарациональные Истина, Благо и

Красота, так и у Жизни есть супрарациональная цель. Стремление достичь этой

цели