Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

составляет духовный смысл всех поисков и усилий Жизни-Природы.

Глава XVII. Религия как закон жизни

Поскольку бесконечное, абсолютное и трансцендентное, универсальное и

Единое, является скрытой целью бытия, а достижение духовного сознания и

Божественного - конечной целью и предназначением нашего существования, а

следовательно, всего развития индивида и коллектива во всех их частях и

сферах деятельности, разум не может быть последним и верховным водителем;

культура в обычном понимании этого слова не может служить указующим путь

светом или выявить принцип, регулирующий и приводящий в гармонию нашу жизнь

и деятельность. Ибо разум не достигает уровня Божественного и лишь вступает

в компромисс с трудностями жизни, а культуре для достижения Трансцендентного

и Бесконечного требуется стать культурой духовной - т.е. чем-то гораздо

большим, чем интеллектуальное, эстетиче-ское, этическое и практическое

воспитание. Где же в таком случае нам искать свет, указующий путь, и

принцип, регулирующий и приводящий все в гармонию? Первый ответ, который

приходит в голову, - это ответ, который неизменно дает восточный ум, - мы

найдем все это непосредственно в религии. И это кажется разумным и, на

первый взгляд, удовлетворительным решением вопроса; ибо религия представляет

собой ту инстинктивную силу, идею, деятельность, дисциплину в человеке,

которые стремятся прямо к Божественному, в то время как все прочие силы,

похоже, стремятся к нему лишь косвенно и достигают его с трудом, после

многих блужданий и преткновений в погоне за внешней и несовершенной

видимостью вещей. Превращение всей жизни в религию и подчинение всей

деятельности религиозной идее является, казалось бы, верным путем развития

идеального индивида и идеального общества и способом возвысить всю жизнь

человека до уровня Божественного.

Известное превосходство религии как силы, обусловливающей всю жизнь или

по крайней мере оказывающей на нее свое влияние, и преобладание религиозного

инстинкта и религиозной идеи над всеми прочими инстинктами и идеями

характерно, как мы можем заметить, не только для восточных цивилизаций, но и

для любого более или менее нормального состояния человеческого ума и

человеческого общества; религия в значительной мере определяла их жизнь во

всех аспектах и во все времена, за исключением неких относительно коротких

исторических периодов, один из которых мы переживаем в наши дни и начинаем

уже преодолевать, но еще не преодолели. Следова-тельно, мы можем

предположить, что господствующее положение, главенствующая роль религии в

обычном человеческом обществе соответствует некой великой потребности и

истине нашего природного существа, к которым мы всегда будем возвращаться

после любого, сколь угодно продолжительного периода безбожия. С другой

стороны, мы должны признать тот факт, что в период великой активности,

высоких стремлений, глубоких посевов, богатого плодоношения - каким явилась

современная эпоха со всеми ее ошибками и заблуждениями - особенно в период,

когда человечество в значительной мере избавилось от жестокости, зла,

невежества, темноты, мерзости не силой религии, но силой пробужденного

интеллекта, человеческого идеализма и сочувствия, религия претерпела

сокрушительные удары и ее господствующая роль в обществе была отвергнута той

частью человечества, которая в то время находилась на передних рубежах мысли

и прогресса - постренессансной Европой, Европой нового времени.

Этот мятеж в крайней свой форме вылился в попытку полностью уничтожить

религию и похвалялся тем, что ему удалось истребить религиозный инстинкт в

человеке - то была тщетная и невежественная похвальба, как мы видим сейчас,

поскольку религиозный инстинкт является одним из таких человеческих

инстинктов, истребить которые невозможно: он просто видоизменяется. В своем

более умеренном проявлении этот мятеж привел к тому, что религия оказалась

изгнанной на периферию души и лишилась доступа в интеллектуальную,

эстетиче-скую, практическую и даже этическую жизнь - на том основании, что

вмешательство религии в науку, мысль, политику, общественную жизнь и жизнь

вообще было и всегда будет силой, задерживающей развитие, насаждающей

суеверие и агрессивное невежество. Религиозный человек может назвать

подобное обвинение ошибкой