Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

до

конца в большей мере, чем любым другим требованиям, и конец этот

предполагает не разрыв и расхождение и не компромисс с духом, но полную

победу духа и то царство ищущих совершенства, которое, согласно индусскому

религиозному учению, приходит установить последний Аватар.

Эту истину важно принять к сведению, поскольку ошибки, совершенные на

пути к ней, зачастую даже более поучительны, чем ошибки, вызванные

отступлением от пути. Как витальная и физическая природа могут быть

подчинены интеллектуальной, этической или эстетической жизни или им присущим

мотивам, довольствуясь частичным господством высшего или его компромиссом с

низшим, так и духовная жизнь или некая форма власти или господства духовных

идей и мотивов может быть навязана ментальной, витальной и физической

природе и либо обеднить последнюю, обеднить витальную и физическую жизнь и с

таким же успехом подавить даже ментальную, наделяя духовную жизнь большей

властью, либо прийти к компромиссному соглашению, предоставив низшему

существу свободу в его собственной сфере деятельности на том условии, что

оно будет часто выказывать свое почтение духовному существованию, подчиняясь

в известной мере - большей или меньшей - его влиянию и формально признавая

его пределом и венцом развития человеческого существа. Это самое большее,

что когда-либо в прошлом удавалось человеческому обществу; и, хотя это

неизбежная стадия на пути человечества, оставаться на ней - значит не понять

сути дела - того, что единственно необходимо понять. Не человечество,

ведущее обычную свою жизнь (что сегодня является для него нормальным),

отмеченную влиянием духовности, но человечество, всей душой стремящееся

возвыситься и обрести закон (ныне для него ненормальный), пока вся его жизнь

не перейдет на духовный план - вот лежащий перед человеком крутой подъем к

совершенству и духовной трансформации, которую ему предстоит совершить.

Секрет трансформации заключается в перенесении центра нашей жизни в

более высокое сознание и в изменении главной движущей силы нашей жизни. Это

будет скачком или шагом вверх, даже более важным, чем тот, который некогда

совершила Природа при переходе от витального ума животного к мыслящему уму,

все еще не совершенному в сравнении с возможностями нашего человеческого

разума. Главная воля, внутренне присущая жизни, не будет больше витальной

волей жизни и тела - она должна превратиться в духовную волю, которая ныне

проявляет себя лишь в виде редких и слабых проблесков и озарений. Ибо в

настоящее время она является нам как нечто, почти не раскрытое, ослабленное,

искаженное ментальной Идеей; но по природе своей она супраментальна, и

именно ее супраментальную силу и истину мы должны так или иначе постичь.

Главной движущей силой нашей жизни должен стать не низший витальный импульс

Природы, которая уже окончательно оформилась в нас и может лишь двигаться по

замкнутому кругу с центром в эго, но та духовная сила, о которой мы иногда

слышим и говорим, но сокровенную тайну которой еще не постигли. Ибо она

по-прежнему пребывает в глубинах нашего существа и ждет, когда мы

превозможем наше эго и откроем истинную личность в нас, универсальность

которой позволит нам объединиться со всеми другими людьми. Как совершить

переход от витального существа, нашей инструментальной реальности, к духу,

главной реальности, и поднять на эту высоту нашу волю к существованию и нашу

жизненную силу - вот тайна, постичь которую стремится наша природа. Все, что

мы сделали до сих пор, является некой полууспешной попыткой переместить эту

волю и эту силу на ментальный план: высшей целью наших усилий, нашей главной

задачей, было стать ментальным существом и жить силой идеи. Но ментальная

идея в нас всегда остается лишь посредником и орудием; выбор поля ее

деятельности всегда определяется чем-то, отличным от нее самой, и поэтому -

пусть в течение какого-то времени она стремится исключительно к собственному

своему удовлетворению - она не может навеки удовлетвориться только этим. Она

либо скатывается вниз и вовне, к витальной и физической жизни, либо должна

развиваться внутрь и вверх в стремлении достичь вершин духа.

Должно быть, именно поэтому в сфере мысли, в искусстве, в нашем

поведении, в нашей жизни мы всегда разрываемся между двумя тенденциями:

идеалистической и реалистической.