Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

Этот разум, который должен получить универсальное применение, не может

быть разумом правящего класса; ибо на практике при нынешнем несовершенстве

человечества это всегда означает ограничение и неверное применение разума,

который низводится до положения раба власти, стремящейся сохранить

привилегии правящего класса и оправдать существующий строй. Это не может

быть разум немногочисленных выдающихся мыслителей; ибо, если человечество в

массе своей остается инфрарациональным, их идеи в процессе практического

воплощения искажаются, становятся неэффективными, неполными и быстро

превращаются в пустую форму и конвенцию. Это должен быть разум всех людей

без исключения, ищущих общее основание для соглашения. Отсюда возникает

принцип индивидуалистической демократии, который заключается в том, что

разум и воля каждого отдельного члена общества должны иметь возможность

равно считаться с разумом и волей всех прочих при выборе формы правления,

формировании основополагающего базиса и разработке продуманного устройства

общественной жизни. Так должно быть не потому, что разум одного человека

столь же хорош, как и разум любого другого, а потому, что в противном случае

мы неизбежно вернемся к правлению господствующего класса; как бы ни

видоизменялся правящий класс, будучи вынужденным в какой-то мере учитывать

мнение зависимых от него классов, он всегда будет являть иррациональное

несовершенство разума, который поставлен на службу власти и не находит

гибкого применения для достижения своих собственных и идеальных целей. Кроме

того, каждый индивид должен иметь возможность управлять своей жизнью

согласно велениям своего собственного разума и воли, если при этом он не

нарушает аналогичного права других людей. Это неизбежно вытекает из главного

принципа, взятого веком разума за первооснову своего развития. Для

осуществления начальных целей рационального века довольно того, чтобы каждый

человек обладал достаточно развитым умом, способным понять точки зрения,

представленные и разъясненные ему, принять во внимание мнения своих ближних

и с учетом последних сформировать свое собственное суждение. Личное суждение

человека, таким образом сформированное и тем или иным способом превращенное

в действенную силу, является его вкладом в создание единого общего суждения,

которым и должно руководствоваться общество - маленьким кирпичиком, с виду

незначительным и все же незаменимым для построения внушительного целого. И

для осуществления начального идеала рационального века достаточно также,

чтобы это общее суждение эффективно служило только необходимым общим целям

общества, в то время как во всем остальном каждый человек должен иметь

свободу управлять своей собственной жизнью в согласии со своими собственными

разумом и волей и свободно привести свою жизнь, насколько это возможно, в

естественную гармонию с жизнями всех прочих людей. Таким образом, свободно

применяя разум на практике, люди получают возможность развиться в

рациональные существа и научиться жить по общему согласию свободной, полной,

естественной и в то же время рациональной жизнью.

Практика показала, что эти идеи не долговечны. Во-первых, средний

человек еще не является существом рациональным; едва выйдя из своего долгого

инфрарационального прошлого, он еще не обладает естественной способностью

формировать разумное суждение, но мыслит либо исходя из собственных

интересов, импульсов и предрассудков, либо из идей других людей, более

развитых интеллектуально или энергичных физически, которые могут каким-то

образом влиять на его ум. Во-вторых, он пока использует свой разум не для

того, чтобы достичь соглашения со своими ближними, но скорее для того, чтобы

навязать собственное мнение в борьбе и конфликтах с мнениями других людей. В

исключительных случаях человек может направлять свой разум на поиск истины,

но обычно использует его для оправдания своих собственных импульсов,

предрассудков и интересов - и именно они определяют или по крайней мере

совершенно обесцвечивают или искажают его идеалы, даже когда он научится

вообще иметь идеалы. Наконец, он не использует возможность привести свою

жизнь в рациональную гармонию с жизнями других людей; он движим врожденным

стремлением осуществлять цели своей жизни даже за счет жизней других людей,

или - если выразиться более