Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

так теперь будет обстоять дело с образованием в

целом. Оно включит в себя все знание, но главной своей тенденцией, целью и

всепроникающим духом сделает не стремление к простой практической

эффективности (хотя эта эффективность не будет упущена из виду), но именно

саморазвитие, самопознание, а все остальное станет вспомогательными

средствами. Оно будет следовать за наукой, изучающей физические и

психические процессы, не просто для того, чтобы познать мир и Природу в их

развитии и использовать эти знания для материальных человеческих нужд, но в

гораздо большей мере для того, чтобы постичь за всеми вещами, внутри них,

под ними и над ними Божественное в мире и пути Духа, скрытого за всем

многообразием своих проявлений. Оно сделает целью этики не установление

нормы поведения - не важно, дополняющей или корректирующей социальный закон,

который в конце концов является всего лишь законом человеческого стада, стаи

двуногих животных, законом зачастую негибким и невежественным, - но развитие

в человеческом существе божественной природы. Оно сделает целью Искусства не

просто представление образов субъективного и объективного мира, но

постижение их глубоким и творческим видением, проникающим за поверхность

вещей, и открытие Истины и Красоты, проявления которых, зримые и незримые,

суть формы, маски, символы и исполненные значения образы.

В духовном обществе социология будет рассматривать всех индивидов - от

святого до преступника - не как элементы социальной проблемы, которые

следует пропустить через некий хитроумный механизм и либо подогнать под

установленную форму социальной жизни, либо выдавить прочь, но как души

страдающие, запутавшиеся в сетях, которые доvлжно освободить, души

развивающиеся, которым доvvлжно помогать расти, души развившиеся, от которых

могут получить помощь и силу менее развитые, еще незрелые души. Экономика

будет стремиться не к тому, чтобы создать колоссальный механизм

производства, неважно, основанного на конкуренции или кооперации, но к тому,

чтобы дать людям-не только некоторым, но каждому в полную меру его

возможностей - радость труда, характер которого каждый выбирает в согласии

со своей природой, и свободный досуг для внутреннего роста, равно как и

просто богатую и изобильную жизнь для всех. В политике общество не будет

рассматривать нации - в плане их внутренней жизни - как огромные

государственные машины, управляемые и вооруженные человеком, который живет

ради этой машины, поклоняется ей как Богу и своему высшему 'я', готов по

первому требованию умервщлять других на ее алтаре и сам согласен истечь

кровью на этом жертвеннике, чтобы машина осталась неповрежденной и

могущественной и постоянно разрасталась, усложнялась, становилась все более

громоздкой и технически оснащенной, все более эффективной и совершенной. Но

оно не согласится и сохранить эти нации, или Государства (в плане

международных отношений), в виде смертоносных машин, назначение которых -

отравлять друг друга ядовитыми газами в мирное время, а в период конфликта

бросать друга на друга вооруженные войска и невооруженные массы; машин,

изрыгающих огонь и полных людей, готовых убивать, подобно военным

истребителям или танкам на современном поле битвы. Оно будет рассматривать

народы как групповые души, заключающие в себе Божественность, которая должна

раскрыть себя в человеческих сообществах; груповые души, которым, как и

индивиду, предназначено развиваться в согласии со своей собственной природой

и этим развитием помогать друг другу, помогать всему человечеству в одном

общем деле. А дело это заключается в обретении божественного 'Я' в индивиде

и коллективе и постижении на духовном, ментальном, витальном, материальном

плане его величайших, широчайших и глубочайших возможностей во внутренней

жизни, внешней деятельности и природе всех людей.

Ибо именно к Божественному, сокрытому внутри, должны восходить люди и

все человечество; никакая внешняя идея или закон не должны навязываться им

извне. Поэтому закон растущей внутренней свободы будет наиболее почитаемым

законом в духовном веке человечества. Это правда: пока человек не обращается

к самопознанию и не делает на этом пути первые шаги, он не может избавиться

от закона внешнего принуждения и все его попытки избавиться от