Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

уровня развития, но и заставить всю свою природу

подчиняться этой силе и в некотором смысле преобразовывать себя по ее

подобию и даже преобразовывать, насколько это возможно, всю окружающую жизнь

в некое подобие этой более великой истины и более великого закона. Именно в

этом заключается свадхарма человека, его истинный закон и образ жизни, его

способ совершенствования и его подлинное счастье. Если человек терпит

неудачу в таком преобразовании, значит, он терпит неудачу в осуществлении

цели своей природы и своего существа, и ему приходится все начинать сначала,

пока он не найдет верный путь и не достигнет критической точки своего

развития, решающего момента трансформации. Именно это не удавалось сделать

человеку до настоящего времени. У него есть определенные достижения, он

прошел некоторую часть своего пути. Он подчинил определенным

интеллектуальным, этическим и эстетическим правилам витальные и физические

части своей природы и сделал для себя невозможным удовлетворяться простым

животным существованием и жить согласно потребностям такого существования.

Но достичь большего он не сумел. Преобразование его жизни по образу истины,

блага и красоты представляется делом отдаленного будущего, как и всегда;

всякий раз, когда человек пытается осуществить подобное преобразование в

какой-нибудь несовершенной форме - и даже тогда оно совершается усилием

одного класса или группы индивидов, имеющим косвенное воздействие на жизнь

масс, - он вскоре сдает позиции, что ведет к общему упадку жизни, или же

сворачивает в сторону и производит какой-нибудь не-ожиданный социальный

переворот, из которого выходит, безусловно, с новыми достижениями, но также

и с серьезными потерями. Человек никогда еще не достигал великого

поворотного пункта своего развития, не подходил к решающему моменту

трансформации.

Главная причина этого (на самом деле, - первопричина всех неудач

человека) заключается в том, что он не сумел направить вверх ту силу,

которую мы назвали безусловной волей, основной в его жизни, - энергию и

несокрушимую веру, внутренне присущие главной движущей силе жизни. Основная

воля его жизни по-прежнему пребывает в его витальном и физическом существе и

направлена на витальное и физическое удовлетворение; конечно, она

просвещена, и ее инстинктивная деятельность до некоторой степени

контролируется высшими силами человеческой природы, однако эта воля не более

чем просвещена (причем весьма частично) - не преобразована; контролируется -

но не покорена и не поднята на более высокий уровень. Высшая жизнь

по-прежнему воспринимается как что-то, искусственно наложенное на низшую,

некий непрошенный гость, постоянно нарушающий наше привычное существование.

Этот непрошенный гость бес-престанно вторгается в нашу привычную жизнь,

ругает, поощряет, обескураживает, читает наставления, направляет,

поправляет, возвышает только затем, чтобы дать упасть, но не имеет силы

преобразовать, принципиально изменить, заново создать. Похоже, он сам не

вполне понимает, куда должны вести нас все наши усилия и напряженная борьба

- порой он думает, что к вполне приемлемой человеческой жизни на земле,

норму которой ему никак не удается установить, а порой полагает, что наш

путь лежит в иной мир, куда через религиозную жизнь или же достойную

подражания смерть мы сможем уйти от всех тревог и сует смертного

существования. Таким образом, эти два элемента сосуществуют в постоянном и

тесном переплетении, являясь друг для друга вечной причиной беспокойства,

неудобства и подавленности - подобно не сошедшимся характерами супругам,

которые вечно ссорятся и все же отчасти любят друг друга или по крайней мере

чувствуют необходимость друг в друге, не способны прийти к согласию и все же

обречены оставаться вместе, связанные узами несчастливого брака, пока их не

разлучит смерть. Вся несвобода, неудовлетворенность, разочарование,

усталость, печаль, пессимизм человеческого ума происходят из практической

неспособности человека разрешить загадку и проблему своей двойственной

природы.

Как мы уже сказали, несостоятельность человека объясняется тем, что

высшая сила является лишь посредником и что полностью преобразовать

витальную и физическую жизнь по ее подобию, вероятно, невозможно, и в любом

случае