Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

ее, уловить

человеческую душу и намертво привязать ее к шестерням социально-региозного

механизма, навязать ей ярмо и железные оковы деспотизма вместо того, чтобы

даровать духовную свободу. На религиозную жизнь человека оно взвалило

Церковь, священство и массу ритуалов и натравило на нее свору сторожевых

псов под именем вероучений и догма-тов - догматов, которые человек должен

был принять и которым должен подчиняться под страхом осуждения на вечные

муки вечным небесным судьей точно так же, как он должен был принимать законы

общества и подчиняться им под страхом осуждения на временное заключение или

смерть смертным земным судьей. Эта неправомерная социализация религии всегда

являлась главной причиной того, почему ее попытки преобразовать человечество

заканчивались неудачей.

Ибо для религии не может быть ничего более губительного, чем подавление

или превращение в мертвую формулу ее духовного эле-мента внешними

средствами, формами и структурами. Ошибочность неверного применения религии

в прежних обществах становится очевидной из его последствий. История не раз

демонстрировала, что эпохи величайшего религиозного пыла и благочестия

одновременно являются эпохами самого непроходимого невежества, мрачного

убожества и беспросветного застоя и прозябания человеческой жизни, эпохами

безусловного господства жестокости, несправедливости и притеснения или

эпохами самого заурядного, лишенного вдохновения и благородства

существования, иногда оживляемого редкими проблесками ин-теллектуального или

полудуховного света на поверхности - и все это в конечном счете приводило к

протесту широких народных масс, направленному в первую очередь против

официальной религии как главного источника лжи, зла и невежества, царящих в

обществе. Другим признаком неверного применения религии является то, что

излишне педантичное следование социально-религиозной системе, ее ритуалам и

формам - которые начинают утрачивать свой смысл и истинную религиозную

ценность именно потому, что им придается неправомерно большое значение -

превращается в закон и главную цель религии и перестает способствовать

духовному росту индивида и человечества. И еще одно знаменательное

свидетельство несостоятельности религии заключается в том, что индивид

вынужден бежать от общества, чтобы найти пространство для своего духовного

роста; обнаружив, что человеческая жизнь отдана во власть не преобразованным

духовно уму, жизни и телу, а вместо духовной свободы навязываются оковы

формы, Церковь и Шастра, некий закон Неведения, он вынужден бежать от всего

этого, ища возможности духовного роста в монастыре, на горной вершине, в

пещере, в пустыне и в лесу. Когда существует такое расхождение между жизнью

и духом, человеческой жизни выносится суровый приговор. Она либо обрекается

на то, чтобы вершить привычное движение по замкнутому кругу, либо открыто

осуждается как недостойная и нереальная, как суета сует, и теряет ту

уверенность в себе и ту внутреннюю веру в значимость своих земных целей,

шраддха, без которых ничего не может достичь. Ибо дух человека должен

стремиться к высотам; когда напряженность его усилий ослабевает,

человечество неминуемо переходит в статичное и застойное состояние или даже

погружается во мрак и повергается во прах. Даже там, где жизнь отвергает дух

или дух отвергает жизнь, еще может иметь место самоутверждение внутреннего

существа; там может быть даже обильный урожай на святых и отшельников,

возросших на почве тепличной духовности, но пока человечество, общество,

нация не начнут процесс одухотворения жизни или не устремятся к свету

идеала, они неизбежно кончат ничтожеством, слабостью и загниванием. Или же

человечеству придется обратиться к интеллекту в поисках спасения, в поисках

какой-то надежды или нового идеала, совершить движение по витку

рационали-стического века и прийти к новой попытке сформулировать духовную

истину, к новой попытке одухотворить человеческую жизнь.

Общество в своем стремлении к истинной и совершенной цели будет

рассматривать человека не как ум, жизнь и тело, но как душу, воплощенную для

божественного осуществления на земле, а не только на небесах - которые, в

конце концов, ей вовсе не обязательно было покидать, не будь у нее некого

божественного предназначения здесь, в мире физической,