Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

свободу; а глубочайший смысл свободы

заключается в возможности развиваться и расти к совершенству согласно закону

своей собственной природы, дхарме. Такую свободу духовность даст всем

основным частям нашего существа. Она предоставит философии и науке такую

свободу, которую предоставляла древняя индийская религия (при желании даже

свободу отрицать дух), при которой философия и наука в древней Индии никогда

не чувствовали потребности отделиться от религии, но скорее врастали в нее и

тянулись к ее свету. Такую же свободу духовность даст поискам политического

и социального идеала и всем прочим силам и стремлениям человека. Только ей

придется просвещать их так, чтобы они развивались к свету и закону духа не

через подавление и ограничение, но через исследование себя, постепенное

саморасширение и многостороннее раскрытие своих величайших, высочайших и

глубочайших возможностей. Ибо все они суть возможности духа.

Глава XVIII. Инфрарациональный век цикла

Следовательно, именно в духовности заключается конечная цель нашей

жизни, наша единственная надежда на совершенство как индивида, так и

человека общественного; не в духе, который ради личного своего

удовлетворения отворачивается от земной жизни и ее трудов, но в том более

высоком духе, который превосходит, но при этом принимает и осуществляет их.

Духовность, которая вберет в себя человеческий рационализм, эстетизм, этику,

витализм, телесность, тягу к знанию, влечение к прекрасному, потребность в

любви, стремление к совершенству, стремление к могуществу и полноте жизни и

существования, духовность, которая раскроет этим плохо согласованным силам

их божест-венный смысл и объяснит условия, необходимые для перехода в

божес-твенное состояние, примирит их все друг с другом, озарит перед каждой

ее путь, ныне погруженный в густой полумрак и совсем не видимый или видимый

в искаженном свете - является силой, которую даже излишне самодостаточный

человеческий разум сможет принять (или, по крайней мере, однажды будет

вынужден принять) как верховного правителя и увидеть в ней свой собственный

высший свет, свой собственный неиссякаемый источник. Именно такая

перспектива предстает перед нами как логическое завершение, неизбежный

результат развития и осуществления всего, к чему направлены индивидуальные и

коллективные усилия человека. Успешное развитие зарождающейся в человечестве

духовности, пребывающей пока в зачаточной, ранней стадии, является вероятной

перспективой эволюции- и в век субъективизма человечество начинает

пробуждаться к осознанию этой возможности или обнаруживать первую глубокую

тенденцию к возвращению на этот виток цикла. Все более глубокое, широкое,

высокое, более одухотворенное субъективное понимание индивидуального и

общественного 'я' и его жизни и все более частое обращение к духовному свету

и духовным средствам для окончательного решения всех проблем - единственный

путь к истинному социальному совершенству. Со свободным правле-нием, иными

словами, преобладающим руководством, контролем и влиянием развитого

духовного человека - не полуодухотворенного священника, святого, пророка или

примитивного приверженца веры - связываем мы нашу надежду на божественное

водительство для человечества. Лишь одухотворенное общество сможет привести

к установлению индивидуальной гармонии и общественного счастья; или, иными

словами (словами, которые наиболее точно выражают смысл, хотя разум и

страсти склонны извращать их), к новому роду теократии, царству Божию на

земле - теократии, которая будет управлять человечеством через Божественное,

живущее в сердцах и умах людей.

Конечно, новый век не наступит легко и просто или в результате

внезапной,полностью всех устраивающей перемены, магической транс-формации,

каких люди всегда тщетно ожидали от каждого нового великого перелома и

революции в политике и обществе. Пришествие его, однако, действительно будет

сродни чуду, как и все подобные глубокие изменения и грандиозные события,

ибо они производят впечатление некой осуществленной невозможности. Но Бог

совершает все чудеса путем развития скрытых возможностей, которые долго

подготавливаются, по крайней мере во всех своих элементах, а в конце путем

стремительного выявления и сведения их воедино таким образом, что в своем

слиянии они образуют новую форму, новое имя и