Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

столкновения

разных взглядов и мнений по всякого рода вопросам, получили гораздо большее

распространение, чем было возможно прежде. Люди постепенно учатся

использовать свой ум, применять интеллектуальный разум к жизни, а это

великое достижение. И если они еще не научились мыслить вполне

самостоятельно или мыслить трезво, ясно и верно, то теперь они по крайней

мере более способны выбирать с помощью своего рода первичного интеллекта -

сколь бы несовершенным он пока ни был - мысль, которую они примут, и

правило, которому будут следовать. Равенство людей, в смысле образования и

жизненных возможностей, пока еще никоим образом не достигнуто, но тенденция

к такому выравниванию стала сегодня гораздо сильней, чем при прежних

состояниях общества. Однако здесь обнаружился новый огромный недостаток,

который оказывается пагубным для социальной идеи, породившей его. Даже если

установится полное равенство в праве на образование и реализацию других

возможностей, - которого пока на самом деле не существует и не может

существовать при индивидуалистическом состоянии общества - для какой цели

или каким образом эти возможности скорее всего будут использованы? Человеку,

существу наполовину инфрарациональному, для полного удовлетворения требуются

три вещи: власть, если он может получить ее; всегда - реализация своих

способностей и соответствующее вознаграждение; наслаждение при осуществлении

его желаний. В прежних обществах он имел возможность в какой-то мере

удовлетворить все эти потребности по праву своего происхождения,

фиксированного общественного положения и использования своих способностей в

пределах, определявшихся унаследованным социальным статусом. Когда

уничтожается такая основа общественной жизни и при этом ничего не

предлагается взамен, тех же самых целей человек может достичь только в

борьбе за обладание единственной оставшейся силой - силой богатства.

Соответственно, вместо гармонично устроенного общества развилась гигантская

организованная соревновательная система, началось бурное и одностороннее

развитие индустриализма, усилилась плутократическая тенденция, принимающая

обличье демократии и потрясающая своим показным изобилием, глубиной своих

контрастов и противоречий. Таковы были последние результаты при реализации

индивидуалистического идеала и поставленной ему на службу демократической

структуры общества - первые неудачи рационального века.

Первым естественным следствием этого явился переход рационального ума

от идеи демократического индивидуализма к идее демократического социализма.

Социализм, вследствие неблагоприятных обстоятельств своего рождения в ходе

восстания против капитализма, против власти преуспевающего буржуа и

плутократа, был вынужден развиваться в форме классовой борьбы. И, что еще

хуже, он исходил из индустриализированного общественного строя и с самого

начала принял вид чисто индустриальный и экономический. Эти обстоятельства

исказили подлинную его природу. Подлинная природа социализма, его истинное

оправдание заключаются в попытке человеческого разума довести рациональное

устройство общества до полного завершения, его желании избавиться от

безудержной конкуренции, этого огромного паразитического наростана теле

общественной жизни, этого гигант-ского препятствия для идеального или

воплощенного на практике достойного человеческого существования. Социализм

намеревается заменить систему организованной экономической борьбы

организованным порядком и согласием. Это уже невозможно сделать на старом

основании - на базе искусственного или наследственного неравенства,

установленного в результате отрицания равных прав всех людей и оправданного

посредством утверждения этой несправедливости и ее последствий как вечного

закона общества и Природы. Это ложь, которой человеческий разум более не

допустит. Но это нельзя сделать, по-видимому, и на основании индивидуальной

свободы; ибо на практике она потерпела крах. Поэтому социализм должен

ликвидировать демократическое основание индивидуальной свободы, даже если он

провозглашает уважение к ней или движется к более рациональной свободе.

Сначала он смещает акценты и сосредоточивает все внимание на других идеях и

плодах демократического идеала - и такое смещение акцентов приводит к

радикальному