Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

Последняя с легкостью воспринимается нами

как более реальная, имеющая более прочное основание, более связанная с

фактической действительностью, поскольку она основывается на реальности,

которая очевидна, ощутима и уже оформлена; идеалистическая же легко

представляется нам чем-то нереальным, фантастическим, химерическим,

туманным, чем-то, относящимся к сфере скорее мыслей и слов, чем живой

действительности, поскольку она пытается воплотить реальность, еще не

осуществленную. Вероятно, в какой-то мере мы правы: идеал, чуждый

фактической действительности нашего физического существования, на самом деле

остается чем-то нереальным до тех пор, пока он каким-нибудь образом не

примирится с несовершенствами нашей внешней жизни или же не найдет более

великую и чистую реальность, которую ищет, и не подчинит ей нашу внешнюю

деятельность; до того времени он будет болтаться между двумя мирами, не в

силах завоевать ни свет наверху, ни тьму внизу. Подчиниться фактической

действительности, входя с ней в компромисс, легко; найти духовную истину и

принципиально изменить существующий образ жизни трудно; но именно эту

трудную задачу человек должен выполнить, если ему суждено найти и

осуществить свою истинную природу. Идеализм всегда является самым верным

проявлением человеческой сущности, но как идеализм ментальный он недействен.

Для того, чтобы стать действенным, он должен превратиться в духовный

реализм, который вступит во владение высшей реальностью духа и поднимет до

этого уровня низшую реальность нашей чувственной, витальной и физической

природы.

Следовательно, в этом перенесении на высший план нашей воли к

существованию и нашей жизненной силы должен заключаться сам принцип нашего

совершенствования. Эта воля, эта сила должна сделать выбор между

преобладанием в нас витального начала и преобладанием духа. Природа может

успокоиться на витальном плане, может достичь там своего рода совершенства,

но это совершенство ограниченного развития, не стремящегося превзойти свои

пределы. Она может сделать это в растении и животном, поскольку здесь тело и

жизнь являются одновременно орудием и целью; они не стремятся превзойти

себя. Она не может успокоиться таким образом в человеке, поскольку здесь она

совершила резкий скачок за пределы физического и витального плана; она

развила в человеке ум, который есть буйное цветение жизни, устремленной к

свету Духа, а жизнь и тело здесь являются лишь орудиями, но уже не

самоцелью. Поэтому совершенствование человека не может быть ограничено

сферой непросвещенной физической жизни. Совершенство невозможно обрести и в

более широкой сфере ментального существа; ибо оно тоже является лишь орудием

и стремится к чему-то, лежащему за его пределами, к некой силе, которая,

конечно, действует в нем, но высшая истина которой является

сверхсознательной по отношению к нынешнему разуму человека -

супраментальной. Совершенство человека заключается в раскрытии

вечно-совершенного Духа.

Совершенство более низкого порядка, достигнутое Природой в растении и

животном, происходит из их инстинктивного, автоматического, подсознательного

подчинения витальной истине своего собственного существа. Высшее

совершенство духовной жизни произойдет из спонтанного подчинения

одухотворенного человека истине его собственного реализованного существа,

когда он станет собой, когда обретет свою подлинную природу. Ибо эта

спонтанность будет не инстинктивной и подсознательной, но интуитивной и

целиком, совершенно сознательной. Это будет радостное подчинение

естественному принципу духовного света, силе универсальной и всеобъемлющей

высшей истины, высочайшей красоты, добра, радости, любви, единства. Целью

этой силы, действующей в жизни, будет и должно быть, как в любой жизни,

развитие, обладание, наслаждение; но развитие, которое есть проявление

божественного, обладание и наслаждение духовные и духом в вещах -

наслаждение, которое будет использовать ментальные, витальные и физические

символы нашей жизни, но не будет зависеть от них. Поэтому это будет не

ограниченное совершенство, являющееся пределом приостановленного развития,

когда бесконечно повторяются одни и те же формы и одни и те же действия