Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

если не принимать во внимание

неспособность любого из 'измов' выразить истину духа, превосходящую любые

формулы, именно здесь, по всей вероятности, мы находимся ближе всего к

настоящему выходу из су-ществующего положения, к открытию спасительной

движущей силы. Решение проблемы заключается не в разуме, но в душе человека,

в ее духовных тенденциях. Только на основании духовной, внутренней свободы

возможно прийти к совершенному устройству человеческой жизни. Только

духовное озарение, превосходящее рациональное просвещение, может просветить

витальную природу человека и привести в гармонию все ее эгоистические

импульсы, противоречия и разногласия. Только братство, основанное на более

глубоких законах, еще не найденный закон любви, может стать надежным

основанием для совершенной социальной эволюции, и никаким иным законом

заменить его нельзя. Но это братство и эта любовь будут развиваться не в

сфере витальных инстинктов или разума, где они могут встретиться с

противоположными суждениями и противодействующими инстинктами, способными

исказить или извратить их природу. Равно они не будут утверждаться в земном

сердце человека, где обитают многие другие противоборствующие им страсти.

Только в душе должны они пустить корни; это любовь, основанная на

глубочайшей истине нашего сущест-ва, и братство, или, если выразиться точнее

(ибо это есть чувство, отличное от любого витального или ментального чувства

братства, более спокойная и долговечная движущая сила), духовное

товарищест-во, которое является выражением внутренне осознанного единства.

Ибо лишь таким образом эгоизм может исчезнуть и истинный индивидуализм

неповторимого, заключенного в каждом человеке божественного начала может

установиться на основании истинного коммунизма того же божественного начала,

заключенного в человечестве; ибо Дух, сокровенное 'Я', универсальная

Божественность, скрытые в каждом существе, по самой своей природе являющие

единство в разнообразии, должны реализовать совершенство индивидуальной

жизни и природы в существовании всех людей, в универсальной жизни и

универсальной природе человечества.

Против подобного решения проблемы можно возразить: таким образом

реализация идеального устройства человеческого общества переносится в

отдаленное будущее эволюции человечества. Ибо это означает, что никакая

изобретенная разумом механизация не в состоянии усовершенствовать ни

индивида, ни коллективного человека; необходимо внутреннее изменение

человеческой природы - изменение невероятно трудное, осуществить которое

способны разве что единицы. Это вопрос спорный; но в любом случае, если

проблему нельзя решить так, значит, у нее нет решения; если такой путь

развития невозможен, значит у рода человеческого вообще нет никакого пути.

Тогда земная эволюция должна превзойти человека, как некогда превзошла

животное, должна появиться более великая раса, способная на духовное

преобразование, и родиться некая форма жизни, более близкая к божественной.

В конце концов, если преобразование не приводит к немедленному совершенству,

отсюда вовсе не следует, что преобразование не может начаться. Не исключено,

что человечество решительно обратится к духовному идеалу и, устремившись к

высотам, начнет свое неуклонное восхождение, пусть даже поначалу вершины

будут доступны лишь немногим первопроходцам и будут отстоять далеко от путей

человеческих. Начало такого движения может свидетельствовать о нисхождении

некой высшей силы, влияние которой мгновенно изменит направление всей жизни

человечества и необратимо расширит - как это сделал развившийся человеческий

разум, но в гораздо большей степени, чем разум, - ее потенциальные

возможности и всю ее организацию.

Глава XXI. Духовная цель и духовная жизнь

У общества, основанного на духовности, будут два существенных отличия

по сравнению с обычным человеческим обществом, которое в своих истоках и на

вершине своего развития не выходит за рамки низшей природы. Обычное

человеческое общество образуется за счет стадногоинстинкта, видоизмененного

разнообразием интересов и воз-можной их борьбой, за счет объединения и

противостояния эгоизмов, за счет столкновения, сочетания, противоборства

идей, тенденций и принципов; оно старается сначала привести в согласие

сходные