Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

изменению основополагающего принципа рационального общества.

Этим принципом должно стать равенство-не только политическое, но полное

социальное равенство. У всех должны быть равные возможности, но все должны

иметь и равное общественное положение, ибо без последнего невозможно

обеспечить первого; даже если бы удалось установить равенство возможностей,

оно не смогло бы удерживаться долго.Такое равенство невозможно и тогда,

когда существует личное или, по крайней мере, наследственное право

собственности, а потому социализм отменяет (или в лучшем случае существенно

ограничивает) право личной собственности - в том смысле, в каком оно

понимается сейчас, и ведет борьбу против права передачи собственности по

наследству. Кто же тогда будет владеть собственностью? Это может быть только

общество в целом. А кто будет управлять собственностью? Опять-таки -

общество в целом. Чтобы оправдать эту идею, социализм на практике должен

отвергнуть индивидуальное существование или право индивида на существование

- индивид существует лишь как член общества, живущий исключительно для

общества. Человек всецело принадлежит обществу - не только его

собственность, но и он сам, его труд, его способности, данное ему обществом

образование и плоды оного, ум, знание, личная жизнь, семейная жизнь и жизнь

его детей. Более того, поскольку индивидуальному разуму человека нельзя

доверить свободный поиск верного и рационального способа согласования его

жизни с жизнями прочих людей, это тоже должен сделать за него коллективный

разум общества. Управлять жизнью должны не интеллектуальный разум и воля

индивидов, но коллективный интеллектуальный разум и воля общества. Именно

это определит не только принципы и все элементы экономического и

политического строя, но и в целом жизнь общества и индивида как рабочей,

мыслящей, чувствующей клетки этой жизни, развитие его способностей, его

деятельность, использование приобретенного им знания, всю организацию его

витального, этического и интеллектуального существа. Ибо только таким

образом коллективный разум и разумная воля человечества могут преодолеть

эгоизм индивидуалистической жизни и утвердить совершенный принцип и

рациональный строй общества в гармоничном мире.

Более демократичные социалисты отрицают или умаляют этот неизбежный

характер социализма; ибо ум социалиста до сих пор находится под сильным

влиянием старых демократических идей и лелеет надежды, которые часто

заставляют его делать странные логические ошибки. Он уверяет нас, что

собирается сочетать своего рода индивидуальную свободу - ограниченную, но

тем не менее истинную и рациональную свободу - с суровыми законами

коллективистской идеи. Но, очевидно, все неизбежно идет именно к этим

суровым законам, если коллективистской идее суждено восторжествовать, а не

ослабнуть и не споткнуться на полпути. Если же она не обнаружит логики и

смелости, вполне может статься, что очень скоро или под конец она будет

уничтожена чуждым элементом, существование которого сама допустила, и

погибнет, не узнав своих собственных возможностей. Коллективистская идея,

вероятно, исчезнет - если не примет водительство рациональной мудрости,

которой человеческий ум, осуществляющий управление, пока еще не

продемонстрировал, - даже оставив позади основанное на конкуренции

индивидуалистическое общество с его громоздкой неэффективной организацией1.

Но даже в лучшем случае коллективистская идея содержит несколько ошибочных

положений, не совместимых с реальными фактами человеческой жизни и природы.

И точно так же, как идея индивидуалистической демократии, в силу этого

несоответствия между фактами жизни и идеей разума, на практике очень скоро

натолкнулась на трудности - трудности, которые привели к ее дискредитации и

близящемуся ниспровержению, - так и идея коллективистской демократии тоже в

скором времени вполне может натолкнуться на трудности, которые приведут к ее

дискредитации и в конечном счете к третьей, неизбежной стадии прогресса.

Свобода, защищенная Государством, все граждане которого политически равны, -

вот идея, которую пыталась выработать индивидуалистическая демократия.

Равенство, социальное и политическое равенство, укрепленное через

совершенный и тщательно отлаженный общественный