Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

лучше назвать коммунализмом, при

котором индивид дает свободное согласие жить в обществе, признающем должную

свободу его личности, но избыточный продукт своего труда и излишек своих

приобретений без всяких возражений использует или отдает на общее благо под

воздействием естественного импульса к взаимодействию. Самая строгая школа

анархизма отрицает возможность любого компромисса с коммунизмом. Трудно

представить, каким образом Негосударственный Коммунизм, который считается

конечной целью русского идеала, может осуществиться в широком масштабе и

сложных обстоятельствах, обусловленных современной жизнью. На самом деле не

ясно даже, каким образом свободный коммунализм может установиться или

сохраниться без какого-либо рода государственного насилия и социального

принуждения, или каким образом ему удастся избежать вырождения либо в

суровый коллективизм, либо в постоянное проивостояние и анархию, ведущие в

конце концов к крушению. Ибо логический ум, создаваяидеи общественного

устройства, недостаточно принимает во внимание инфрарациональный элемент в

человеке, витальный эгоизм, которому обязана своим существованием наиболее

активная и действенная часть его природы; эгоизм является наиболее

постоянной движущей силой человека и в конечном счете опровергает все

расчеты идеализирующего разума, разрушает детально продуманные им системы

или признает только то малое, что способен усвоить для удовлетворения

собственных потребностей и осуществления собственных целей. С одной стороны,

если этот сильный элемент, эта сила эго в человеке чрезмерно вытесняется,

запугивается и подавляется, чрезмерно рационализируется, чрезмерно

ограничивается в своем проявлении, то жизнь человека становится

искусственной, несбалансированной, лишенной витальной энергии, механической,

несозидательной. С другой стороны, если эго не подавлять, оно всегда будет

стремиться утверждать себя и расстраивать планы, выработанные рациональной

частью человеческого существа, поскольку заключает в себе силы, способ

верного удовлетворения или конечного преобразования которых разум найти не

может. Если бы Разум был тайным высшим законом вселенной или если бы

человек, ментальное существо, был ограничен интеллектом, то, возможно, он

мог бы силой разума развиться и избавиться от преобладающего влияния

инфрарациональной Природы, унаследованной им от животного. Тогда он мог бы

спокойно жить в своем высшем и лучшем человеческом 'я' как совершенное

рациональное и сочувствующее существо, все части которого сбалансированы и

хорошо упорядочены - саттвический тип, представленный в индийской философии;

это было бы предельным осуществлением его возможностей, завершением его

развития. Но человеческая природа находится скорее в переходном состоянии;

рациональное существо является лишь срединной ступенью эволюции Природы.

Рациональное удовлетворение не может обезопасить человека от влияния низших

сфер, равно как и освободить его от тяготения к сферам высшим. В противном

случае идеал интеллектуального Анархизма был бы более осуществим, а равно

более приемлем как теория, описывающая достижение разумного совершенства

человеческой жизни; но поскольку человек есть то, что есть, мы вынуждены в

конце концов устремляться к более высокой цели и идти в своем развитии

дальше.

Казалось бы, духовный, или одухотворенный, анархизм ближе подходит к

истинному решению проблемы или по крайней мере затрагивает некоторые ее

аспекты. В современном своем выражении этот идеал во многом утрирован и не

совершенен. Пророки анархизма зачастую, похоже, проповедуют неприемлемое

самоотречение витальной жизни и аскетизм, который вместо того, чтобы очищать

и преобразовывать витальное существо, стремится подавить и даже убить его; в

результате такого сурового подавления обедняется сама жизнь, и источники ее

иссякают. Увлеченные высоким духом мятежа, эти пророки объявляют цивилизацию

неудачей человечества, указывая на чрезмерное разрастание ее виталистических

тенденций, но сами при этом впадают в другую крайность, которая вполне может

стать средством избавления цивилизации от некоторых вопиющих ее недостатков

и уродливых черт, но одновременно лишит ее многих истинных и ценных

достижений. Но если не принимать во внимание эти перегибы излишне логической

мысли и однонаправленного импульса,