Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

и только потом он может выйти за пределы

поверхностно субъективного через супраментальное Истину-Сознание к вечной,

исполненной блаженства и неизменно творческой Реальности, для которой все

вышеперечисленное является лишь оболочками. Но человечество может оказаться

не столь упорным и гибким, как сын Варуны, и поиск может резко прерваться в

любой точке. Только когда наступит момент, когда человеку предназначено

совершить наконец свое открытие, Дух будет разрушать все несовершенные

формулы сразу, как только они складываются, и побуждать человеческую мысль

устремляться вперед, к более великому открытию, и в конце концов - к самому

великому и светоносному из всех открытий. Нечто подобное происходило всегда,

но лишь самым внешним образом и на поверхности. После того, как материальная

формула, управлявшая жизнью на протяжении большей части девятнадцатого века,

поставила человека в рабскую зависимость от засилья техники во внешней

материальной жизни, самую сильную из всех, которые когда-либо ему

приходилось терпеть, первая попытка вырваться на свободу, добраться до живой

реальности вещей и уйти от механистической идеи жизни, существования и

общества привела нас к тому поверхностному витализму, который уже начал

управлять мыслью, прежде чем две эти формулы1, неразрывно связанные друг с

другом, зажгли страшный погребальный костер мировой войны и сгорели в нем.

Витальный импульс не принес нам освобождения, но лишь использовал уже

созданное техническое оснащение жизни с более лихорадочным упорством в

отчаянной попытке жить более стремительно, более напряженно, с неукротимым

желанием действовать и преуспевать, увеличивать саму силу существования или

накапливать колоссальную эффективность коллективной жизни. Иначе быть не

могло, даже если бы этот витализм был менее поверхностным и внешним, более

истинно субъективным. В том, чтобы жить, действовать, развиваться,

увеличивать витальную силу, постигать, использовать и осуществлять

интуитивный импульс жизни нет ничего плохого - наоборот, это замечательные

стремления, если им правильно следовать и правильно их использовать, иными

словами, если все они устремлены к чему-то, превосходящему простой витальный

импульс, и подчинены тому внутреннему закону, который выше Жизни. Жизненная

Сила является орудием, но не целью; на восходящей шкале планов сознания она

является первым великим субъективным супрафизическим орудием Духа и основой

всякого действия и усилия. Но Жизненная Сила, которая не видит ничего, кроме

себя, и не может служить ничему, кроме своих собственных упорядоченных

потребностей и импульсов, очень скоро уподобится силе пара, приводящей в

движение локомотив без машиниста, или локомотив с такой мощной тягой,

которая выходит из повиновения машиниста и подчиняет его себе. Она может

лишь добавить к природным силам материального мира неконтролируемый импульс

высоко вознесшегося или широко утвердившегося титанизма или даже низшего

пылкого демонизма, используя интеллект в качестве слуги, - импульс не

знающего меры неустанного созидания, присвоения, роста, который закончится

созданием чего-то мощного, огромного и 'колоссального', обреченного по самой

своей природе рухнуть под собственной тяжестью и погибнуть, поскольку в нем

нет ни света, ни истины души, ни благословения богов, ни их спокойной вечной

воли и знания.

Однако за субъективизмом витального 'я' открывается возможность

ментального субъективизма, который, возникая на основе преобладающего

витализма и1 опираясь на уже реализованную идею души как души-в-Жизни в

действии, но корректируя эту идею, вначале может принять вид прагматизма

высокого ментального уровня. Признаком наступления этой первой стадии

является усиливающаяся тенденция полностью подчинить человека разуму и

рационализировать его жизнь, управлять индивидуальным и коллективным

существованием согласно упорядоченному научному плану, основанному на

открытии человеком своего внутреннего мира и реалий жизни. Эта попытка

обречена на провал, поскольку разум и рациональное начало не представляют

собой всего человека или всю жизнь, ибо разум - это только посредник и

толкователь, не он изначально обладает знанием, творит и управляет нашим

существом или космическим существованием. Кроме того, разум способен лишь

механизировать