Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

выражают новый дух. Зачастую

решительному перелому предшествуют видимое обострение и доведение до

крайности явлений, которые кажутся полным отрицанием нового принципа и

нового творения, самой бескомпромиссной их противоположностью. Подобная

эволюция элементов духовного общества становится по меньшей мере возможной в

век субъективизма, и если одновременно достигают предельной полноты и силы

своего выражения явления, которые кажутся полным отрицанием такого духовного

роста, то это не обязательно является показателем практической невозможности

нового рождения, но, напротив, может быть признаком его приближения или, в

крайнем случае, реальной попытки такого достижения. Конечно, все усилия

субъективистского века могут закончиться неудачей; но чаще всего это

происходит, когда за недостатком имеющихся у него средств, из-за крайней

незрелости исходной позиции и беглой поверхностности или узкой

направленности его взгляда, обращенного в себя и на внешний мир, он заранее

обречен - т.е. принципиальная ошибка заключена в его самопознании. Это

становится менее вероятным, когда дух века являет всю полноту свободы,

разнообразия и многостороннего поиска, упорное стремление к знанию и

совершенству во всех сферах человеческой деятельности; такой дух вполне

может обратиться в интенсивную, но гибкую силу, стремящуюся к бесконечному и

божественному во многих направлениях и многих аспектах. В этом случае можно

предсказать если не окончательный приход нового века, то значительный скачок

в развитии человечества.

Мы уже увидели, что социальная эволюция или вообще эволюция человека

как индивида и члена общества неизбежно проходит через три стадии. Наша

эволюция начинается с инфрарациональной стадии, на которой люди еще не

научились соотносить принципы и формы своей жизни и деятельности со знанием

просветленного интеллекта; они по-прежнему действуют исходя главным образом

из своих инстинктов, импульсов, стихийных идей, витальных интуиций или же

привычно подчиняются требованиям желаний, жизненной необходимости и

обстоятельств - именно такой образ действий культивируется и кристаллизуется

в их социальных институтах. От этой отправной точки человек, проходя

разнообразные стадии, движется к рациональному веку, в котором его разумная

воля, уже более или менее развитая, становится судьей, властителем и главным

вдохновителем его мыслей, чувств и действий, строителем, разрушителем и

снова творцом господствующих идей, целей и интуитивных прозрений. И наконец,

если наш анализ и прогноз верны, человек в своей эволюции должен пройти век

субъективизма и двинуться к супрарациональному или духовному веку, в котором

он постепенно разовьет в себе более духовное, супраинтеллектуальное и

интуитивное - возможно, в конечном счете, и более чем интуитивное -

гностическое сознание. Он сможет постичь высшую божественную цель,

божественный промысел, божественный свет, озаряющий путь к тому, чем он

стремится стать - цели всех его помышлений, чувств и действий - и сможет

также все более и более подчиняться этому высшему свету и высшей силе и жить

в них. Это произойдет не за счет инфрарационального религиозного импульса и

экстаза, какие характеризуют или скорее окрашивают в мрачные тона смутный

хаос и жестокое насилие Средних веков, но через высшее духовное

существование, возможное только после очищения сознания, которое тоже будет

возвышено, преобразовано и приведено к своему незримому источнику.

Эти стадии, или периоды, неизбежны в психологической эволюции человека

еще более, чем Каменный и прочие века, выделенные Наукой как фазы

материального развития цивилизации, поскольку они обусловлены не внешними

средствами или событиями, но самой природой человеческого существа. Но мы не

должны полагать, что каждая из этих стадий по сути своей изначально

однородна и абсолютна, выражает законченную тенденцию или полностью

проявляется сразу после своего наступления, заметно отличается от других

стадий по способу выражения или во времени. Они не только вытекают одна из

другой, но частично могут развиваться одна в другой и существовать

одновременно в разных частях земли. Но прежде всего потому, что человек,

даже дикарь или дегенерат, в целом всегда является существом сложным, его

нельзя однозначно и определенно