Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

человечество в целом может достичь чистого знания и

реализации тех возможностей, которые были скрыты в его подсознательном 'я'.

Мыслители, историки, социологи, которые умаляют значение индивида и хотят

растворить его в толпе или видят в нем главным образом клетку и атом,

постигли лишь одну, более темную сторону истины, касающейся деятельности

Природы в человечестве. Именно потому, что человек не похож на материальные

творения Природы или на животное, именно потому, что она замыслила

осуществить в нем все более и более сознательную эволюцию, его

индивидуальность получила такое развитие и так абсолютно важна и необходима.

Несомненно, та сила, которая раскрывается в индивиде и затем движет массами,

уже содержится в универсальном Уме, а индивид является лишь орудием ее

проявления, раскрытия и развития; причем не просто орудием подсознательной

Природы, не просто инстинктом, приводящим в движение массы, но необходимым

орудием непосредственно Духа, для которого сама Природа является орудием и

формой проявления его творений. Следовательно, все великие изменения находят

чистую и действенную энергию своего первоначального осуществления и свою

непосредственную формирующую силу в уме и духе индивида или ограниченного

числа индивидов. Затем этот процесс охватывает массы, но, к сожалению,

весьма несовершенно и беспорядочно, что зачастую или практически всегда

приводит к неудаче или искажению созданного. В противном случае человечество

шествовало бы по пути своего развития с победоносной скоростью, а не

продвигалось бы неуверенными неуклюжими шагами или короткими изнуряющими

рывками - похоже, до сих пор оно было способно только на это.

Поэтому, если духовному преобразованию, о котором мы говорим, суждено

осуществиться, необходимо, чтобы одновременно выполнялись два условия,

чрезвычайно трудно сочетающиеся друг с другом. Должны существовать индивид и

индивиды, способные постичь, развить и воссоздать себя по образу Духа и

передать как свою идею, так и заключенную в ней силу массам. Вместе с тем

должны существовать массы, общество, общественный ум или по крайней мере

отдельные общественные слои, потенциальная сила групповой души, способные

воспринять и активно усвоить эту идею, готовые следовать указанным путем и

идти до конца, не останавливаясь из-за присущих им несовершенств или

недостаточной подготовленности и не отступая, пока не состоится коренное

преобразование. Никогда еще два этих условия не выполнялись одновременно,

хотя в отдельные напряженные моменты истории создавалась такая видимость.

Можно определенно сказать, что такое сочетание однажды возникнет, однако

никто не знает, сколько для этого понадобится попыток и сколько пластов

духовного опыта придется наслоить в подсознательном уме общественного

человеческого существа, чтобы подготовить для этого почву. Ибо в напряженном

усилии к восхождению, затрагивающем самые глубинные пласты нашей природы,

шансов на успех у нас всегда меньше, чем возможностей потерпеть неудачу. Сам

зачинатель духовного преобразования может оказаться несовершенным: возможно,

он еще не успел полностью стать тем, что открылось ему. Даже те немногие,

которые выполняют апостольскую миссию, могут не полностью усвоить и

сформировать в себе духовную идею, а значит, передают своим многочисленным

последователям силу Духа в еще более ослабленном виде. Общество может быть

не готово интеллектуально, витально, этически, психологически, вследствие

чего принятие им духовной идеи может стать и началом ее обесценивания и

искажения, а затем вызвать уход из нее Духа или его умаление. Все это,

вместе или по отдельности, может произойти, и (как столь часто случалось в

прошлом), несмотря на некоторый прогресс и важные изменения, в результате не

приведет к тому радикальному изменению, которое только и сможет воссоздать

человечество по божественному подобию.

Тогда какое же состояние общества, какая степень подготовленности

общественного человеческого ума будут наиболее благоприятны для такого

изменения - иначе говоря, создадут условия если не для немедленного его

осуществления, то по крайней мере для более радикальной подготовки к нему,

чем было возможно до сих пор? Это, по-видимому, самый существенный вопрос,

поскольку именно неподготовленность, неспособность общества или

общественного