Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

противоборство друг с другом. Ибо, кроме того, что Природа

налагает на человека эго как покров, под которым она подготавливает

индивидуальное проявление духа, она вкладывает в эго и импульс к развитию,

принуждая его расти в существе до тех пор, пока оно в конце концов не

расширится или не растворится в более широком 'я', в котором обретет себя и

гармонию с собой, охватит все своим сознанием, станет единым со всем

остальным существованием. Содействуя этому росту, Жизнь-Природа формирует в

себе инстинкты и импульсы, которые способствуют расширению, превосхождению и

даже уничтожению эго, борются с более слабыми самоутверждающимися

инстинктами и импульсами и корректируют их. В человека как свое орудие она

вкладывает инстинкты любви, сострадания, самоотречения, самоуничижения,

самопожертвования, альтруизма, стремление к универсальности ума, сердца и

жизни, первые неясные тенденции к единомыслию, которое еще не нашло в полной

мере собственный свой истинный свет и свою движущую силу. Из-за подобной

неясности эти силы, не способные утвердить свой абсолют, главенствовать или

подчинять своему влиянию, вынужденные идти на компромисс с требованиями эго

и даже превращаться в некую форму эгоизма, оказываются также не в состоянии

привнести гармонию в жизнь и преобразовать ее. Похоже, вместо мира они

приносят меч; ибо из-за них увеличиваются напряженность борьбы и количество

непримиренных сил, идей, импульсов, для которых индивидуаль-ное сознание и

коллективная жизнь являются полем боя. Идеальный и практический разум

человека старается найти среди всего этого верный закон жизни и действия; в

процессе регулирования и приспособления, отбора и сортировки или в согласии

с некими избранными идеями или силами он силится привести вещи в гармонию,

сознательно прийти к тому, чего Природа достигла в своих животных видах

путем естественного отбора и инстинктивной деятельности - автоматически

упорядоченных и твердо установленных форм и норм их существования. Но любая

система, структура, установленная разумом, всегда частична, не надежна и

временна. Ее равновесие нарушается под воздействием притяжения снизу и

притяжения сверху. Ибо те силы, которые жизнь формирует, содействуя нашему

росту к более широкому 'я', более великому существованию, уже являются

отражениями чего-то, находящегося за пределами разума, семенами духовного,

абсолютного. Бесконечное оказывает на человеческую жизнь воздействие,

которое не позволит ей слишком долго задерживаться на какой-либо стадии

развития - по крайней мере пока она не преобразуется в некое бытие, в

котором превзойдет и осуществит саму себя.

Это развитие жизни через первые слепые и хаотичные попытки обрести себя

предопределено характером ее возникновения; ибо жизнь начиналась с инволюции

духовной истины вещей в нечто, кажущееся противоположностью этой истины.

Духовный опыт говорит нам, что есть некая Реальность, которая лежит в основе

и пронизывает природу всех вещей, как Космическое 'Я' и Дух, и может

открыться индивиду даже здесь, в земном воплощении, как его собственные 'я'

и дух, и которая является в своем высочайшем проявлении и по своей сути

бесконечным и вечным Существом, Сознанием и Блаженством бытия. Нам же

источник и начало материальной вселенной представляется чем-то прямо

противоположным - мы видим его как Пустоту, беспредельное Небытие,

бесформенное Бессознательное, бесчувственное, лишенное блаженства Ничто, из

которого все еще только должно появиться. Когда оно приходит в движение,

начинает развиваться и созидать, оно примает вид бессознательной Энергии,

которая высвобож-дает из Пустоты существование в форме бесконечно малой

частицы, электрона (или, возможно, еще менее осязаемой частицы, еще не

открытой и едва ли подлежащей обнаружению), затем - атома, молекулы, а на

основе молекулы уже формирует материальную вселенную в пустоте своей

бесконечности. Однако мы видим, что эта бессознательная Энергия на каждом

шагу выполняет функции всеохватывающего и учитывающего мельчайшие детали

Разума, применяющего и комбинирующего все возможные средства для подготовки,

организации и осуществления парадокса и чуда Материи и пробуждения жизни и

духа в Материи; существование развивается из Пустоты, сознание появляется и

вырастает из Бессознательного, стремление ввысь