Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

витальной и

ментальной природы. Поэтому оно будет рассматривать жизнь, ум и тело не как

самоцели, находящие удовлетворение в самих себе, не как пораженные болезнью

смертные части, которые необходимо отбросить, чтобы освобожденный дух мог

воспарить в свои чистые сферы, но как непосредственные орудия души, еще

несовершенные орудия, предназначенные для осуществления пока не постигнутого

божественного замысла. Оно поверит в их предназначение и поможет им обрести

веру в себя - но веру именно в возможности своих высочайших, а не только

низших или менее высоких сил. В понимании общества их предназначение будет

заключаться в том, чтобы в процессе одухотворения превратиться в видимые

части духа, светоносные средства его выражения - духовные, озаренные, все

более и более сознательные и совершенные. Ибо, признав истину человеческой

души как начала, совершенно божественного по своей сути, общество признает

также способность всего человеческого существа достичь божественного

состояния (несмотря на то, что на первых порах Природа явно отвергает такую

возможность и упрямо отрицает неизбежность этого высочайшего предназначения

человека) и даже примет противодействие Природы за необходимую отправную

точку земной эволюции. Рассматривая человека-индивида как воплощение

божественной души, оно будет рассматривать и человека-общность как выражение

души Бесконечного, коллективную душу, в мириадах форм воплощенную на земле

для божественного осуществления в разносторонних отношениях и многогранной

деятельности. Поэтому оно будет считать священными все части человеческой

жизни, соответствующие частям человеческого существа, - всю физическую,

витальную, динамическую, эмоциональную, эстетическую, этическую,

интеллектуальную, психическую эволюцию человека, и видеть в них средства

восхождения к божественному существованию. Оно будет рассматривать каждое

человеческое общество, нацию, народ и прочие естественно сформировавшиеся

сообщества с той же точки зрения - т.е. как субдуши, как средства

многогранного выражения и самоосуществления Духа, божественной Реальности,

сознательного Бесконечного в человеке на земле. Вера в способность человека

прийти к божественному состоянию - поскольку внутренне он одной природы с

Богом - станет единственным религиозным убеждением и догматом общества.

Но даже эту единственную возвышенную догму общество не станет

навязывать силой внешнего принуждения низшим частям природного существа

человека; ибо подобное принуждение есть ниграха, насильственное подавление

человеческой природы, которое может привести к кажущемуся ограничению зла,

но не к истинному и здоровому росту добра; оно, скорее, утвердит эту веру и

этот идеал как свет и источник вдохновения для всех частей человеческого

существа с тем, чтобы они развивались к божественному состоянию изнутри и

обретали божественную свободу. Общество не будет стремиться что-либо

ограничить, оградить, подавить, обеднить ни в индивиде, ни в обществе, но

позволит всем частям существа выйти на широкий простор и устремиться к

высшему свету. Боvльшая свобода станет законом духовного общества, а

расширение свободы будет свидетельствовать о том, что человече-ское общество

приближается к истинному одухотворению жизни. Попытка одухотворить в этом

смысле общество рабов - рабов силы, рабов власти, рабов традиции, рабов

догмы, рабов всевозможных навязанных законов, под давлением которых, а не в

согласии с которыми они живут, внутренних рабов собственной своей слабости,

невежества и страстей, от худших последствий которых они ищут или чувствуют

необходимость искать защиты в другом, внешнем рабстве, - никогда не

завершится успехом. Чтобы стать достойными высшей свободы, люди должны

сначала сбросить с себя оковы. Да, на пути своего восхождения человеку

приходится связывать себя многими узами; но лишь те узы, которые он

принимает как выражение (чем более совершенное, тем лучше) высшего

внутреннего закона и стремления его природы, будут по-настоящему

способствовать его росту. Остальные приносят пользу дорогой ценой и могут

так же - если не больше - замедлять развитие человека, как и ускорять его.

В своем стремлении к духовной цели общество признает, что человек,

совершающий внутренний рост, должен иметь как можно больше