Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

по своей значимости все предыдущие

достижения человечества. Такая иерархия будет предполагать не эгоистическое

превосходство более развитых людей над менее развитыми (как в нашем нынешнем

витальном существовании), но водительство старших братьев и постоянные

усилия к тому, чтобы поднять младших на более высокий духовный уровень и

раскрыть перед ними более широкие горизонты. И для самих лидеров это

восхождение на первые духовные планы не будет означать конец божественного

странствия, высочайшее достижение, после которого в земной жизни уже не

останется места для дальнейших свершений. Ибо в супраментальных сферах перед

человеком откроются еще более высокие планы, и это было известно древним

ведическим поэтам, когда они говорили о духовной жизни как о постоянном

восхождении:

brahma_n.as tva_ s vatakrato

ud vam.s vam iva yemire;

yat sa_noh. sa_num a_ruhat

bhu_ri aspas.t.a kartvam, -

Жрецы слова восходят по тебе, словно по лестнице, о стосильный! И

покоряя одну вершину за другой, ясно понимают, как много предстоит еще

сделать.

Но когда заложена надежное основание, все прочее развивается в ходе

постепенного самораскрытия, и душа уверенно идет назначенным ей путем.

Опять-таки, как говорили древние ведические поэты:

Abhyavasthah pra jayante,

pra vavrer vavris v ciketa;

upasthe matur vi caste, -

Одно состояние порождает другое; одна за другой оболочки просветляются

знанием; в объятиях Матери прозревает душа.

Это по крайней мере высочайшая надежда, судьба, которая ожидает

человека и открывается перед его взором, та возможность, к новому

осуществлению которой, похоже, движется в своем развитии человеческий ум.

Если зарождающийся ныне свет будет усиливаться, если число индивидов,

стремящихся реализовать эту возможность в себе и в мире, будет увеличиваться

и они все ближе будут подходить к истинному пути, тогда Дух, пребывающий в

человеке, - ныне сокрытая божественность, развивающиеся свет и сила, -

низойдет более полно, как Аватар Божества - никогда до сих пор не

являвшегося, о котором ныне у нас нет никакого представления, - в душу

человечества и в великие личности, в которых сила и свет будут проявлены с

особой мощью. Тогда произойдут изменения, которые подготовят выход

человеческой жизни из современных ее границ к более широким и чистым

горизонтам; земная эволюция получит могучий импульс к движению вверх и

осуществит решающую стадию божественного восхождения, по сравнению с которой

рождение мыслящего и устремленного ввысь человека из человека животного было

лишь первым шагом, во тьме бессознания подготовившим величайшие свершения

будущего.

Словарь некоторых терминов и имен

А

Аватар - Воплощение; божественное проявление; Ишвара или сам Господь,

принимающий человеческое имя и форму в космической игре.

айям атма брахма - это 'Я' есть Брахман, Вечное(Мандукья Упанишада, 2).

анабаптисты - последователи наиболее радикального направления ранней

Реформации в Европе. Название (от греч. 'анабаптизо' - вновь погружаю)

означает 'крещение вновь' и связано с практикой анабаптистов крестить в

зрелом возрасте даже тех, кто был крещен в детстве. Подобно лютеранам и

кальвинистам, анабаптисты придавали первостепенное значение личной вере в

Бога, а не обрядовой стороне религии, и праву независимого личного суждения.

Их отличительной чертой было ненасилие и противопоставление себя

государственным церквям.

Ананда - блаженство, радость, духовный экстаз; сокровенный источник и

основа существования; самосущее блаженство, являющееся самой природой

трансцендентного и беспредельного существования.

анархизм (от греч. 'анархиа' - безначалие, безвластие) -

общественно-политическое течение, провозглашающее своей целью освобождение

личности от всех видов государственной, политической, экономической и

духовной власти.

андхам тамах - кромешная тьма (Иша Упанишада, стихи 9, 12).

аннам брахма-Материя как Брахман, Вечное(Таиттирийя Упанишада, 3.2).

антиномия (от греч. 'анти' - против и 'номос' - закон, противоречие

закона самому себе) - сочетание обоюдно противоречащих высказываний о

предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование.

Арнольд