Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

пристойно - в конкурентной борьбе с ними. Таким

образом получается, что между идеалом и первыми результатами его

практического воплощения существует глубокое расхождение. Именно здесь

кроется несоответствие между фактом и идеей, которое неизбежно ведет к

разочарованию и неудаче.

Индивидуалистический демократический идеал, воплощенный на практике,

приводит нас сначала ко все более и более опасному господству правящего

класса, выступающего под лозунгом демократии, над невежественными и менее

удачливыми народными массами. Кроме того, поскольку идеал свободы и

равенства распространился повсеместно и ниспровергнуть его уже невозможно,

неизбежно усиливаются попытки эксплуатируемых масс восстановить свои

попранные права и обратить, если получится, эту псевдодемократическую ложь в

подлин-ную демократическую истину; начинается классовая борьба. И третье: в

ходе классовой борьбы - как часть этого процесса - неизбежно развивается

постоянная вражда партий, сначала немногочисленных и простых по составу, но

впоследствии превращающихся (как в наше время) в бессильный и бесплодный

хаос названий, ярлыков, программ, лозунгов. Все партии выступают под

знаменем борьбы идей или идеалов, но на самом деле под этим флагом все они

участвуют в борьбе сталкивающихся интересов. И, наконец,

индивидуалистическая демократическая свобода неизбежно приводит к усилению

конкуренции, вследствие чего упорядоченные тирании инфрарациональных

периодов человечества заменяются своего рода упорядоченной борьбой

интересов. В результате такого противостояния выживают не наиболее развитые

духовно, умственно или физически, но наиболее удачливые и жизнеспособные.

Кажется довольно очевидным, что это может быть что угодно, но только не

рациональный строй общества; это вовсе не тот совершенный строй, который

индивидуалистический разум считал своим идеалом или намеревался воплотить в

жизнь.

Естественным средством борьбы с первыми недостатками

индивидуалистической теории, воплощаемой на практике, казалось бы, должно

быть образование; ибо, если человек по природе своей не является существом

рациональным, то можно по крайней мере надеяться, что с помощью образования

и воспитания он в состоянии превратиться в нечто подобное. Следовательно,

введение всеобщего образования является вторым неизбежным шагом

демократического движения в его стремлении рационализировать человеческое

общество. Но рационалистическое образование неизбежно означает три вещи:

первое - необходимость научить людей наблюдать и верно понимать факты, на

основании которых они должны формировать суждение; второе - необходимость

научить их мыслить плодотворно и трезво; третье - необходимость научить их

эффективно использовать свои знания и свою мысль для достижения как личного,

так и общего блага. Способность наблюдать и понимать, способность мыслить и

составлять суждение, способность действовать и руководствоваться высокими

мотивами требуются полноправному члену общества с рациональным строем;

недостаточное развитие в масштабах общества любого из этих труднодостижимых

обязательных качеств является верным залогом неудачи. К сожалению, даже если

предположить, что образование, доступное миллионам, когда-нибудь сможет

приобрести такой исключительный характер, современная система образования,

существующая в самых прогрессивных странах, нисколько не отвечает этим

требованиям. И как первые обнаружившиеся недостатки и неудачи демократии

дали врагам повод поносить ее и превозносить превосходство или даже

воображаемое совершенство идеализированного прошлого, так и первые

недостатки ее целебного средства, образования, заставили многие незаурядные

умы отрицать эффективность образования и его способность изменить

человеческий ум, а также отвергать демократический идеал как изжившую себя

фикцию.

Демократия и ее панацея в виде образования и свободы безусловно кое-что

сделали для человечества. Начнем с того, что впервые за всю свою обозримую

историю люди пробудились к независимой, активной и полнокровной жизни - а

там, где есть жизнь, всегда есть надежда на лучшее. Кроме того, своего рода

знание, а с ним своего рода активный разум, основанный на знании и усиленный

привычкой выступать судьей и принимать решения в процессе