Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

и

любое отступление от них чревато опасностью и беспорядком. Это будет

безграничное совершенство, способное на бесконечные вариации своих форм, ибо

пути Духа бесчисленны и бесконечны, но вместе с тем вечно неизменное во всех

своих вариациях, являющее единство в бесконечном разнообразии.

И потому к такому совершенству не может привести ментальная идея,

которая обращается с Духом подобно тому, как она обращается с жизнью.

Рожденная умом идея, которая постигает основную волю Духа и пытается дать

этой высшей силе сознательные ориентацию и метод в соответствии с идеями

интеллекта, слишком ограниченна, слишком туманна, слишком слаба для того,

чтобы совершить это чудо. Еще менее возможно достичь совершенства, если мы

приковываем дух к некой фиксированной ментальной идее или системе

религиозных ритуалов, интеллектуальной истине, эстетическому критерию,

этической норме, практической деятельности, образу витальной и физической

жизни, т. е. к некой особой системе форм и действий, и объявляем любое

отклонение от нее опасностью, беспорядком или отступлением от духовной

жизни. Это было ошибкой, допущенной в Азии, и причиной ее остановки в

развитии и последующего упадка; ибо это значило подчинить высший принцип

низшему и принудить самораскрывающийся Дух к временному и несовершенному

компромиссу с умом и витальной природой. Человек обретет истинную свободу и

совершенство, когда заключенный в нем дух прорвется наружу сквозь формы ума

и жизни и, воспарив в свое собственное огненное царство чистого знания,

гнозиса, изольется на них этим светом и пламенем, чтобы овладеть ими и

преобразовать их по своему подобию.

На самом деле, как мы поняли, ум и интеллект не являются главной силой

нашего существования. Ибо они могут лишь создать замкнутую систему полуистин

и сомнительных идей и совершать бесконечное и бесплодное движение по этому

кругу. Но есть сила, таящаяся в уме и жизни, во всякой деятельности

интеллектуального, эстетического, этического, динамического и практического,

эмоционального, чувственного, витального и физического существа, которая

постигает мир через отождествление и интуицию и наделяет все эти аспекты

человеческого существа такой истиной, придает им такую определенность и

постоянство, каких они только могут достичь. В настоящее время мы уже

начинаем смутно различать некое присутствие этой силы за всей нашей наукой,

философией и прочей деятельностью. Но до тех пор, пока ей приходится

работать для ума и жизни, а не ради себя самой, и действовать в формах ума и

жизни, а не силой своего стихийного света, мы не сможем сколько-либо

эффективно использовать это открытие, не сможем извлечь естественного блага

из этого пребывающего внутри Гения. Путь человека к духовному

сверхчеловечеству откроется тогда, когда он смело признает во всеуслышание,

что все, до сих пор им развитое в себе, - в том числе интеллект, которым он

столь гордится, заслуженно и все же напрасно, - уже не удовлетворяет его и

что отныне целью всех его стремлений будет извлечь, раскрыть и выпустить на

свободу великий Свет, заключенный в нем. Тогда его философия, искусство,

наука, этика, социальное существование, витальные стремления не будут более

рутинной деятельностью ума и жизни, которую они совершают ради самих себя в

бесконечном движении по кругу, но станут средствами открытия более великой

Истины, стоящей за умом и жизнью, и привнесения ее силы в наше человеческое

существование. Тогда мы окажемся на верном пути к тому, чтобы стать собой,

найти наш истинный закон совершенствования и жить истинной, полной жизнью в

нашем подлинном существе и божественной природе.

Глава XXIII. Условия наступления духовного века

Изменение такого рода - переход от ментального и витального строя жизни

к духовному - обязательно должно свершиться в индивиде и множестве

индивидов, прежде чем оно сможет оказать более или менее эффективное влияние

на общество. Дух в человечестве раскрывается, развивается, создает свои

формации сначала в отдельном человеке; именно через развивающегося и

творческого индивида он предлагает уму человечества это открытие и

возможность нового самосозидания. Общественный ум поначалу постигает вещи

подсознательно, а если и сознательно, то беспорядочно и хаотически; и только

через индивидуальный ум